Традиционные компьютерные системы отслужили свой срок: для оптимизации ресурсов ИТ, снижения финансовых затрат на администрирование и более быстрой установки программных обновлений все чаще применяется виртуализация серверов и десктопов. Ожидания оправдываются не всегда, и порой на смену старым проблемам приходят новые. Однако все-таки существует формула успеха, способствующая удачной реализации проектов по виртуализации десктопов.

Тим Лилье

ИТ-отделы сталкиваются с необходимостью решения двух амбициозных и трудносовместимых задач: с одной стороны, им приходится постоянно сокращать расходы на ИТ, а с другой — удовлетворять все новые требования пользователей, возрастающие вследствие внедрения новых сервисов. Необходимо не только ускорить опирающиеся на ИТ бизнес-процессы, но и повысить их продуктивность за счет более гибкого доступа к информационным системам. А главной целью является стремление руководства компании обеспечить предприятию конкурентные преимущества.

В своем исследовании «IT as a Business» («ИТ как бизнес») эксперты из аналитической компании 451 Research отметили общую тенденцию: предприятия будут наращивать инвестиции в решения для виртуализации и облачных вычислений. Виртуализированные вычислительные среды способствуют снижению расходов, и каждый пятый отдел ИТ намеревается еще в этом году принять меры для продвижения в этом направлении.

Лишь время покажет, помогут ли запланированные проекты по виртуализации десктопов достигнуть поставленных целей. По крайней мере потенциал снижения затрат высок: использование стационарных компьютеров на рабочих местах сопряжено со значительными расходами. Суммарные годовые затраты на эксплуатацию одного ПК могут составлять 4,5 тыс. евро, а одного ноутбука — около 7 тыс. евро. Такие данные за 2011 год были опубликованы аналитической компанией Gartner в исследовании «Desktop Total Cost of Ownership» («Совокупная стоимость владения десктопами»).

СЛОЖНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ЗАТРАТ

Столь высокие затраты возникают вследствие сложности используемого программного и аппаратного обеспечения. Все версии операционных систем Microsoft, начиная с Windows NT и заканчивая Windows 7, базируются на архитектуре ИТ, которая локально устанавливается на клиентском конечном устройстве для каждого отдельного пользователя. При этом не существует четкого разделения между индивидуальным аппаратным обеспечением, установленной на нем операционной системой Windows, вышележащими приложениями и пользовательским интерфейсом (см. Рисунок 1). Тесная связь между соответствующей версией Windows и локальным устройством приводит к тому, что нельзя, к примеру, просто вынуть жесткий диск из одного компьютера и продолжить его эксплуатацию на другом компьютере под управлением Windows. Вероятнее всего, этот компьютер даже не запустится, поскольку каждая копия Windows настраивается под параметры конкретного ПК.

 

Рисунок 1. Различные методы виртуализации устанавливают разграничительные линии между уровнями.
Рисунок 1. Различные методы виртуализации устанавливают разграничительные линии между уровнями.

 

Еще сложнее обстоят дела с установленными приложениями и личными настройками пользователей. Из-за их тесной привязки к локально инсталлированной версии Windows (параметры реестра, совместно используемые DLL, драйверы и т. д.) нельзя просто перенести приложение с одного компьютера на другой. Из-за этого существенно затрудняется централизованное администрирование ресурсов ИТ, особенно если принять во внимание еще и индивидуальные пользовательские настройки на десктопах. Вердикт аналитиков таков: многообразие программного обеспечения на десктопах может довести ИТ-службу предприятия до коллапса.

С точки зрения авторов исследования Gartner, возможности для консолидации ИТ появляются, к примеру, в результате стандартизации компьютерных систем: применение унифицированных архитектур облегчает внесение изменений в конфигурацию систем и их техническое обслуживание. В своих оценках аналитики исходят из того, что на каждый ПК в среднем устанавливается до 250 различных приложений. В результате унификации и создания общих стандартов можно было бы обойтись без обслуживания большого количества лишних приложений (по оценкам Gartner, на них приходится около половины всех приложений). В зависимости от эффективности процессов администрирования используемых на предприятии десктопов, экономия может достигать 43%.

А между тем стандартизация десктопов Windows лишь первый шаг в нужном направлении. Дело в том, что каждому пользователю требуются определенные права доступа и возможность использовать различные ресурсы и данные. Кроме того, вследствие повышения мобильности в современном деловом мире увеличивается потребность в продуктивной работе со всеми сервисами без привязки к определенному местоположению. Необходимость реализовать все эти требования в рамках все сокращающихся бюджетов, выделяемых на ИТ, представляет собой трудную задачу, которую ИТ-специалисты вынуждены тем не менее как-то решать.

НЕПОСТОЯННЫЕ ОБРАЗЫ

Благодаря внедрению виртуализированных десктопов мобильные сотрудники теперь могут в любой момент воспользоваться своим рабочим столом. Виртуализация десктопов дает шанс избежать типичных недостатков классических компьютерных сред, ведь давно установленные операционные системы Windows c течением времени работают все медленнее из-за усиливающегося влияния взаимозависимостей и старых записей реестра. В такой ситуации очень привлекательной представляется возможность начинать каждый новый сеанс с «чистой» системы, что обеспечивается централизованно предоставляемыми непостоянными образами (Non-Persistent Image). Вместо того чтобы обслуживать все системы Windows по-отдельности, достаточно обновлять единый базовый образ виртуальной машины (Golden Image). Таким образом администратору удалось бы свести к минимуму сразу несколько трудоемких процедур по техническому обслуживанию систем.

Некоторые — но не все — файлы непостоянных образов после завершения сеанса возвращаются в исходное состояние, чем отменяются все изменения. В результате теряются не только персональные настройки, но и все заплаты и обновления безопасности, которые были установлены в ходе сеанса. Это может стать серьезной угрозой для безопасности систем, поскольку антивирусное программное обеспечение и часто используемые программы, такие как Adobe Reader, при новом запуске виртуальной машины не будут соответствовать актуальной версии. С точки зрения специалистов по ИТ, это означает, что любое программное обновление необходимо как можно быстрее протестировать и установить на центральный базовый образ, чтобы обеспечить его актуальность. Если же на предприятии отдается предпочтение использованию постоянных образов, то они как виртуальные машины с собственными учетными дисками могут зажить своей нежелательной жизнью и выйти из-под контроля администратора.

Помимо постоянной установки обновлений и заплат, дополнительных расходов требует поддержание персонализированных рабочих мест конечных пользователей. Ситуация, когда в результате перехода на централизованные серверные структуры каждое пожелание отдельного сотрудника направляется администраторам, может стать для последних настоящим бедствием. Настройки браузеров, расположение элементов на рабочем столе, параметры приложений и принтеров, личные данные, переменные среды, индивидуальные настройки электронной почты — фантазия пользователей не имеет границ, и нетрудно предсказать, какая волна в результате может обрушиться на команду ИТ-специалистов.

В такой ситуации системным администраторам требуются специализированные системы, которые после начала сеанса регистрируют все вносимые пользователями изменения, фиксируют установленные обновления и при повторном запуске автоматически их выполняют. Поэтому в сложных компьютерных средах возрастает роль решений для управления рабочим пространством (Workspace Management), позволяющих реализовать эффективное администрирование десятков или даже сотен тысяч пользователей.

Как правило, поставщики решений по виртуализации десктопов предусматривают только привязку пользовательских профилей Windows, но не менее важны сценарии регистрации (Login Script) и групповые директивы. Поэтому применяемая технология предоставления виртуальных решений должна охватывать как десктопы, так и приложения. В таком случае пользовательская среда будет всегда одинаковой независимо от того, задействуют ли сотрудники локально установленную операционную систему или подключаются с помощью «тонкого» клиента (Thin Client).

Современные системы управления ИТ позволяют создать индивидуальное рабочее пространство, в котором персональные настройки и необходимые приложения отделены от операционной системы и аппаратного обеспечения. Таким образом, становится возможно в любое время работать на динамически конфигурируемых десктопах, следуя единообразным принципам и используя одинаковый рабочий интерфейс, — как в традиционных, так и в виртуальных средах.

Тим Лилье — сотрудник компании RES Software.