На прошедшей 18 марта в Москве конференции компания BroadGroup представила результаты своего исследования российского рынка коммерческих ЦОД. Согласно ее данным, в нашей стране насчитывается свыше 160 крупных и средних коммерческих ЦОД, причем более 100 из них расположены в Московском регионе и около 40 — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Объем рынка услуг ЦОД эксперты BroadGroup оценили в 212 млн долларов.
Как следует из исследования, по состоянию на конец 2012 года суммарная полезная площадь российских коммерческих ЦОД составила 64,5 тыс. м 2, а темпы ее годового прироста — 21%. На Москву и Московскую область приходится 60% площадей, а по объему доходов от предоставления услуг доля столичного региона еще выше — 75%.
Аналитик BroadGroup Елена Волкова сообщила, что по темпам роста объема инвестиций в рынок ЦОД Россия лидирует среди стран БРИК, опережая Китай, Индию и Бразилию. В период 2013–2016 годов инвестиции в развитие данного сегмента будут возрастать ежегодно не менее чем на 30–40%. Однако в текущем году рост спроса на аренду площадей ЦОД по-прежнему будет опережать рост предложения.
Мартин Кэролл из компании CBRE, эксперт в области коммерческой недвижимости, считает, что суммарная площадь всех коммерческих ЦОД Москвы составляет примерно 1/10 часть от имеющейся во Франкфурте, для которого этот показатель составляет 150 тыс. м 2. Наша столица также уступает Лондону, Парижу, Амстердаму, Люксембургу, Дублину, Мадриду и Цюриху, находясь на девятом месте в Европе.
Хотя по числу центров обработки данных и уровню внедрения в них новых технологий наша страна пока явно отстает от ведущих рынков, российский сегмент ЦОД переживает этап бурного развития. Среди факторов этого роста Елена Волкова называет информатизацию банковской сферы, стремительное развитие мобильной связи и интернет-сервисов, государственные программы развития ИТ. Как полагает аналитик, модель догоняющего имеет свои преимущества — например, она предоставляет уникальную возможность воспользоваться опытом и лучшими практиками, накопленными западными компаниями.