Московская железная дорога (МЖД) внедрила единую автоматизированную систему управления на базе программной платформы HP Service Manager. По словам Александра Микояна, вице-президента и генерального директора HP в России, она охватывает все ключевые системы и процессы, в том числе комплексное управление пригородными перевозками одного из направлений МЖД и автоматизированное управление процессами. Система визуализации технологических процессов отображает на плане дороги или в 3D-модели текущее состояние инфраструктуры и процесс выполнения задач, а интеллектуальная система видеонаблюдения с функциями обеспечения безопасности позволяет реагировать на инциденты (с применением средств видеоаналитики) и управления очередями. Партнером НР в реализации данного проекта стала компания «Ай-Теко».
Взяв за основу HP Service Manager и типовые процессы библиотеки ITIL, специалисты НР, «Ай-Теко» и проектной команды МЖД совместно разработали единую технологию управления деятельностью всех хозяйств. Процессы управления перевозками и все технологии пригородного транспортного узла интегрированы в общую систему, предусматривающую консолидированный сбор и обработку данных. В результате управление пассажирским транспортом становится более эффективным, улучшается качество управления пассажиропотоком, возрастает прибыль от пригородных перевозок.
Как считает Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко», проект позволил определить некую эталонную модель решения задач управления сложными высокотехнологичными предприятиями. К этой модели проявляют интерес отечественные и зарубежные компании. Пока проект носит пилотный характер, однако он будет тиражироваться в других подразделениях РЖД. Подобные технологии уже реализованы в некоторых российских кредитных организациях, их планируется применять и в управлении ЖКХ Москвы. Кроме того, интерес проявляют нефтегазовые компании, где HP Service Manager можно задействовать для управления трубопроводной транспортной системой.
Все работы были выполнены за год. По словам Александра Поздеева, заместителя главного инженера МЖД и руководителя проекта по созданию технологического центра, в результате «эффективность управления выросла в десятки раз». Объем затрат, в том числе на капитальный ремонт зданий, составил около 400 млн рублей. Проектная команда включала в себя 11 человек из РЖД и несколько десятков специалистов «Ай-Теко».
Совмещение в одном центре многочисленных функций по обеспечению организации пригородных пассажирских перевозок позволило оптимизировать деятельность персонала и сократить время принятия решений. Реализация проекта уже привела к сокращению эксплуатационных расходов, но потребовала реорганизации бизнес-процессов. Для обеспечения взаимодействия своих подсистем РЖД использует собственную волоконно-оптическую сеть и сотрудничает с операторами сотовых сетей.
HP Service Manager дает возможность спланировать оборот подвижного состава, повысить качество его обслуживания и подготовки, сократить число отказов в эксплуатации, уменьшить расход топливно-энергетических ресурсов. Единая система визуализации исполнения расписания обеспечивает оперативное принятие управленческих решений по восстановлению графика при опозданиях поездов и позволяет своевременно информировать пассажиров об изменениях в расписании. Помимо усовершенствованного управления расписанием и ускоренного реагирования на возникающие инциденты, система поддерживает высокий уровень контроля за транспортной безопасностью.