Российские компании уже составили общее представление об особенностях облаков и теперь стремятся понять, как их можно использовать и стоит ли переходить к новой модели. При оптимистичном сценарии, уже через несколько лет многие отечественные организации будут приобретать ИТ как сервис, однако пока облачные сервисы занимают очень малую долю российского рынка ИТ. Тем не менее выбор предложений — от сдачи налоговой отчетности до коммуникационных сервисов и аренды вычислительных мощностей — уже есть, хотя и небольшой. Постепенно заказчики переходят от обсуждения возможностей облачной модели к тестированию и первым пилотным внедрениям, а по некоторым видам облачных сервисов клиентская база быстро увеличивается. Стимулом служит поиск новых рынков, потребность в более эффективных подходах к развитию ИТ, необходимость сокращения затрат и снижения финансовых рисков. В 2013 году в России можно ждать роста количества и разнообразия предлагаемых облачных сервисов.
По данным зарубежных опросов, более 60% респондентов разрабатывают стратегию внедрения облаков, а треть уже активно эксплуатирует их. По прогнозам Gartner, к 2015 году свыше половины госуслуг в мире будет предоставляться из облаков. В России тоже создается национальная облачная платформа: «Ростелеком» планирует предлагать корпоративным заказчикам и организациям как общие офисные, так и специализированные отраслевые облачные сервисы.
Прогноз рынка публичных облачных сервисов SaaS, IaaS и PaaS в России на 2015 год. |
По оптимистичным оценкам,
около 60% российских компаний готовы к миграции в частное облако, причем большинство из них могут перевести в облака более половины бизнеспроцессов,
однако реальный уровень потребления таких услуг до сих пор находится на низком уровне. В то же время, согласно всем прогнозам, этот сегмент станет расти существенно более высокими темпами, чем рынок ИТ в целом. По мнению аналитиков, мировой рынок публичных облачных услуг (SaaS, IaaS, PaaS) будет увеличиваться в среднем на 40% ежегодно и к 2015 году достигнет 97 млрд долларов. В России, по прогнозу IBS, темпы окажутся как минимум вдвое выше: ежегодный рост составит почти 90%, а через пару лет объем рынка достигнет 500 млн долларов.
Однако в России потенциальных заказчиков таких решений отпугивают проблемы уязвимости и безопасности облаков, несовершенство законодательной базы и недостаточная зрелость бизнес-процессов провайдеров. Чтобы преодолеть их опасения, компаниям, предлагающим облачные услуги, предстоит решить огромный спектр технических, юридических и организационных задач, включая сертификацию продуктов и сервисов, аттестацию объектов и т. п. Нормативная база в области защиты информации тоже будет изменяться для охвата новых моделей и технологий оказания облачных услуг.
К 2015 году 75% серверной нагрузки будут обрабатывать виртуальные серверы. |
Согласно подчетам IDC, в 2012 году объем российского рынка публичных и частных облачных услуг не превышал 120 млн долларов. Аналитики IBS оценивают размер рынка услуг и продуктов, связанных с внедрением облачных технологий, несколько выше — 250 млн долларов. Сюда входят реализация решений по построению частных облаков (включая поставки оборудования и ПО), консалтинг и проектирование, а также услуги хостинга в случае размещения облака на внешней площадке. Но и это немного по сравнению с общим уровнем ИТ-расходов корпоративных и частных пользователей, составляющим около 30 млрд долларов.
Сейчас в мире наиболее востребованы услуги частных облаков — в соотношении 60/40, однако к 2015 году эта пропорция станет обратной. Что касается России, то доля услуг частных облаков уменьшится несущественно — с 75 до 70%, а первое место будут занимать услуги IaaS, тогда как в других странах лидерские позиции займет SaaS, несмотря на быстрый рост PaaS.
Коммерческим ЦОД еще предстоит перейти от услуг размещения оборудования клиентов к облачным сервисам. Однако многие новые ЦОД проектируются с применением технологий виртуализации и с расчетом на дальнейшее развертывание программных средств управления виртуальными машинами, то есть с перспективой перехода на полноценную облачную архитектуру. Значительные инвестиции в готовые к развертыванию облаков решения создают основу для быстрого проникновения облачных технологий в корпоративные информационные системы российских компаний.
Подобно тому, как серверная виртуализация стала общепринятой технологией на российском рынке, в ближайшие 1,5–2 года можно ожидать широкого распространения полноценных облачных инфраструктур,
в том числе благодаря заложенному фундаменту в виде уже внедренных инфраструктур.
«Готовая к облакам» архитектура должна содержать необходимые инструменты для управления, планирования и составления каталогов сервисов, для настройки конфигурации, мониторинга, измерения, биллинга и создания отчетов по услугам, а также для управления текущими операциями и сервисами. Процедуры развертывания, конфигурирования и управления ВМ потребуется стандартизировать и автоматизировать, предоставив средства самообслуживания конечным пользователям.
Сложность управления виртуализированными облачными ЦОД, рост вероятности ошибок администраторов и увеличение трудоемкости операций потребуют автоматизации задач управления, включая управление изменениями, настройку конфигурации, планирование мощности, оплату использования ресурсов, управление отказами и производительностью.
Именно через автоматизацию проходит «дорога в облака»
— без этого управление сервисами становится крайне сложной задачей. В свою очередь, автоматизация невозможна без горизонтальной и вертикальной интеграции, охватывающей уровень приложений, операционных систем и оборудования. Дальнейшее развитие получит концепция централизованно программируемых центров обработки данных (Software-Defined Data Center, SDDC). Ведущие вендоры — IBM, HP, Microsoft, VMware — будут совершенствовать свои инструменты управления виртуализированной облачной средой. Появятся и новые разработки.
Облачные вычисления рождают новые технологические проблемы: в виртуализированных платформах необходимо предотвращать появление узких мест в подсистеме ввода/вывода и принимать специальные меры обеспечения надежности, а централизация на порядок повышает требования к сетевой инфраструктуре. Проектирование виртуализированной инфраструктуры отнимает в три-четыре раза больше времени, но зато позволяет сэкономить на эксплуатации. Особая экспертиза нужна для виртуализации рабочих станций (VDI). По отзывам заказчиков, при развертывании облачной инфраструктуры очень удобно использовать готовые, заранее интегрированные «строительные блоки», такие как Cisco UCS, Dell vStart или HP CloudSystem.
Высокие темпы роста рынка облачных продуктов и услуг означают существенную трансформацию структуры и объемов спроса как на новые продукты, так и на традиционную продукцию ИТ. Эксперты IBS считают, что вендоры будут вынуждены адаптировать свое продуктовое предложение, а также изменить модели взаимодействия с заказчиками в рамках реализации инфраструктурных и интеграционных проектов.
Крайне интересным рынком становятся мобильные приложения и технологии. Те производители устройств, которые смогут уловить наиболее яркие тенденции и интегрировать соответствующие приложения и технологии на уровне платформы, будут иметь конкурентные преимущества. По прогнозу аналитиков банка Morgan Stanley, в 2013 году число лиц, обращающихся к мобильному Интернету, впервые превысит число тех, кто подключается к Интернету при помощи персональных компьютеров. Практически
каждый владелец смартфона или планшета является пользователем того или иного облачного сервиса, а то и нескольких
— от хранения данных и преобразования речи в текст до работы с документами и видеонаблюдения. Наряду с распространением широкополосного беспроводного доступа (WiFi, LTE) это сделает облачные сервисы повсеместными и поможет снять опасения относительно надежности, предсказуемости и безопасности облаков.
Постепенно у участников рынка появляется правильное понимание понятия «ИТ как сервис». Облака уже не рассматриваются в качестве претендента на место традиционных ИТ-ресурсов. При любом уровне развития облачных сервисов всегда останутся приложения, которые по тем или иным причинам не подлежат переносу не только в публичные, но даже в частные облака. В зависимости от вида бизнеса, около 20% инфраструктуры ИТ всегда будут реализовываться в виде традиционных решений. Кроме того, заказчики начинают понимать структуру расходов при внедрении облачных сервисов и применяют новые критериии оценки при расчете эффекта от внедрения облачных систем.
Наиболее востребованными станут облачные сервисы, использование которых дает заметные преимущества по сравнению с локальными приложениями,
— финансовые, функциональные, конкурентные или какие-либо другие. Как утверждают провайдеры, высоким спросом пользуются коммуникационные облачные сервисы B2B в сочетании с телекоммуникационными приложениями, которые вынесены в облако (виртуальными АТС, ЦОВ и CRM, элементами систем унифицированных коммуникаций): ежегодный рост продаж составляет 50–70%. По-видимому, эти темпы сохранятся и в следующем году.
Интерес будут вызывать не только уже привычные облачные сервисы, такие как электронная почта и хостинг Web-сайтов, но и системы управления проектами и задачами, сервисы хранения данных, CRM и другие решения для поддержки коллективной работы, бухгалтерские системы, виртуальные АТС, Web-конференции и программные бизнес-продукты, не имеющие аналогов на классическом рынке ПО. Рынок уже готов ко всем типам облачных сервисов — от хранения данных до выноса в облако критичных для предприятия приложений. Однако замедление российской экономики и неадекватная политика государства в отношении развития малого и среднего бизнеса (основного потребителя облачных сервисов) не дают оснований для чрезмерного оптимизма.