На родине ВКС
Родина ВКС. В этом месте в пригороде Осло в конце 80-х годов прошлого века были начаты разработки систем видео-конференц-связи
бизнес-класса.

Хотя понятие «видеотелефон» появилось еще во времена Александра Белла, основы современной техники видео-конференц-связи (ВКС) во многом закладывались в последние четверть века недалеко от Осло, в норвежском городке Лисакер. Разработкой систем видеосвязи компания Tandberg занялась в 1989 году, а первая коммерческая система ВКС появилась в 1993 году. Сегодня, после покупки в 2010 году норвежского производителя компанией Cisco, здесь располагается крупнейший европейский центр исследований и разработок «гиганта» сетевой отрасли.

Прежде чем пригласить журналистов на территорию Центра R&D, руководители технологической группы Collaboration («Технологии для совместной работы») провели своеобразный «инструктаж», на котором разъяснили, что видеокоммуникации — важный, но далеко не единственный инструмент для поддержки совместной работы. Сформированная после покупки Tandberg и проведения некоторой внутренней реструктуризации группа Collaboration объединила подразделения по унифицированным коммуникациям (UC), собственным видеорешениям Cisco (Cisco TelePresence), а также экспертизу и наработки Tandberg.

Как отметил Одд Джонни Винге, старший вице-президент Cisco и генеральный менеджер подразделения Collaboration, компания лидирует по всем основным направлениям на рынке решений для совместной работы, включая корпоративную телефонию (установлено 50 млн IP-телефонов), системы телеприсутствия и ВКС (более 700 тыс. конечных точек) и сервисы Web-конференций, предоставляемые по модели SaaS (WebEx — второй по масштабу облачный сервис для корпоративных пользователей после Salesforce.com). По каждому из направлений у компании есть достойные конкуренты, но при этом на рынке нет другой такой компании, которая была бы одинаково сильна во всех перечисленных областях.

Cisco предлагает три основных варианта размещения своих решений для поддержки совместной работы. Первый — пока он приносит компании наибольший доход — это установка такого решения непосредственно у заказчика. Второй вариант — получение доступа к инструментам совместной работы через сервис-провайдеров, развернувших платформы Cisco. Наконец, третий вариант, который пока находится на начальной стадии реализации, — приобретение сервисов у самой компании Cisco, которая будет развертывать необходимые для этого решения в своих центрах обработки данных (ЦОД). Второй и третий варианты основаны на облачной модели, и именно их ожидает наибольший рост в ближайшие годы.

Огромное впечатление производит общая творческая атмосфера. Например, довольно необычно было видеть в нескольких помещениях центра бильярдные столы. Однако именно возможность расслабиться за игрой, как считают руководители центра, позволяет максимально креативно подойти к решению задач по разработке новых продуктов.

В одном из помещений развернута лаборатория, в которой в автоматическом режиме проводятся продолжительные тесты больших сетей ВКС по самым разным сценариям, в том числе и тем, которые задают заказчики соответствующих решений. При этом в качестве нагрузки генерируется трафик, максимально приближенный к реальному. В этой же лаборатории проверяются в деле любые изменения, вносимые в программный код средств видеосвязи. Задача — выявить все возможные проблемы еще на этапе разработки, чтобы до конечного пользователя доходили уже полностью обкатанные решения.

Очень важно, что Cisco удалось сохранить уникальную атмосферу Центра R&D в Лисакере. Ну а с другой стороны — куда норвежцам деваться, ведь они так привязаны к своим фьордам и лыжным трассам. Подробный фоторепортаж из Норвегии вы сможете найти на страничке проекта «Бизнес Видео» (osp.ru/bvideo).