Еще в 2009 году аналитики Gartner ввели понятие «брокер для облачных сервисов» для провайдеров, которые выступают в качестве посредников при использовании различных облачных услуг. Термин «брокер» был позаимствован и другими рыночными аналитиками, в частности компанией Forrester. Однако рынок CSB, как и многое другое, связанное с облачными вычислениями, до сих пор пребывает на начальном этапе развития, но с распространением облачных сервисов функции брокеров будут становиться все более важными, полезными и необходимыми.

После внедрения понятия «брокер для облачных сервисов» (Cloud Services Broker, CSB) в июле 2009 года (см.http://lanl.in/xv4noZ) аналитик Gartner Дарил Плуммер и его коллеги представили осенью 2010-го подробное определение этого пока еще нового рыночного сегмента (‘‘Defining Cloud Services Brokerage: Taking Intermediation to the Next Level«, Gartner Research Note, 8.10.2010). В отрасли ИТ всегда существовали посредники, или брокеры, обеспечивавшие взаимодействие между предприятиями и внешними сервис-провайдерами, а в эпоху облачных технологий эта посредническая роль становится более значимой и оказывается одним из звеньев в цепочке предоставления и получения ИТ-сервисов.

Хотя наличие брокера не является обязательным условием для получения облачных услуг, его посредничество — прежде всего в более сложных сценариях, включающих нескольких провайдеров облачных сервисов, — может обеспечить дополнительную прибавочную стоимость. По этой причине рыночные аналитики рекомендовали обращаться к услугам брокера для облачных сервисов, если предприятие сотрудничает с несколькими провайдерами облачных услуг или если присутствие брокера принесет дополнительную пользу, к примеру, поможет минимизировать риски или улучшить взаимодействие.

Штефан Рид и аналитики из компании Forrester уже давно обстоятельно занимаются этой тематикой (‘‘Cloud Broker — A New Business Model Paradigm«, Forrester Research, 10.8.11). По их мнению, по мере того как увеличивается число сервис-провайдеров облачных сервисов, ИТ-среда становится все более зрелой, а рынок — гибким, возникают предпосылки для внедрения новых моделей деловых отношений, поэтому они рекомендуют всем поставщикам программного обеспечения и инфраструктурных решений, а также консалтинговым агентствам, дополнившим свои предложения облачными технологиями, уделить внимание роли брокеров (см. Рисунок 1).

 

Посредники между облаками
Рисунок 1. Аналитики Forrester считают, что внедрение модели облачных брокеров будет осуществляться в соответствии с этапами развития предприятий.

 

Сегодня традиционные сферы коммерческой деятельности расширились за счет появления поставщиков облачных инфраструктур или соответствующих инструментов. Кроме того, аналитики из Forrester отмечают, что на стыках этих рыночных сегментов находятся провайдеры услуг по предоставлению программного обеспечения в виде сервиса (Storage as a Service, SaaS), специалисты по интеграции облаков (CloudIntegrator) и продавцы облачных решений с добавочной стоимостью (CloudValue-Added-Reseller). Ну а в центре этой картины как раз и располагается облачный брокер (так у Forrester именуется брокер для облачных сервисов). Штефан Рид и его коллеги считают эту модель наиболее сложной, поскольку она предполагает наличие специальных знаний и опыта работы во всех трех указанных областях.

По версии аналитиков Forrester, существуют два типа таких брокеров. Первый — «простой брокер», специализирующийся на оказании услуг в каком-либо одном сегменте, к примеру на предоставлении инфраструктуры в виде сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS), и в этом сегменте он стремится создать добавочную стоимость за счет дополнительных услуг. Другой вариант — «полный брокер», способный предложить услуги по всему спектру облачных решений. В отличие от аутсорсеров прежних дней, которые нередко выступали в роли генеральных подрядчиков, то есть своего рода посредников, на рынке облачных решений речь идет об обеспечении динамичного предоставления ресурсов с использованием как собственных, так и внешних инфраструктур, включая собственное частное облако, виртуальные или хостируемые частные облака, а также внешние облака. Такой рынок является более быстрым, динамичным и сложным.

Действительно, с точки зрения ИТ-организаций управление сервисным портфелем услуг усложнилось из-за появления множества новых возможностей. Внешний провайдер услуг, выступающий в качестве посредника между облаками, смог бы существенно разгрузить ситуацию. Он помог бы справиться с администрированием внутренних, внешних и гибридных облаков (а также их комбинаций с классическими инфраструктурами ИТ), с поддержанием многочисленных связей с поставщиками, а также с адаптацией к быстро меняющимся условиям деятельности и требованиям в отношении обеспечения безопасности. Кроме того, в облаках не последнюю роль играет необходимость соблюдения законодательных и нормативных предписаний (Compliance), к примеру, в вопросах, связанных с лицензиями.

До тех пор, пока предприятие ограничивает свою активность в сфере облачных технологий исключительно созданием корпоративного внутреннего облака, отдел ИТ автоматически берет на себя роль брокера для облачных сервисов по отношению к остальным отделам. Штефан Рид считает, что к концу 2012 года около 10% всех европейских компаний будут пользоваться внутренними и внешними облаками, то есть станут целевой группой для облачных брокеров. Аналитики Gartner и Forrester рекомендуют поставщикам соответствующих решений, а также консалтинговым агентствам примерить на себя роль брокеров для облачных сервисов. В свою очередь, ИТ-специалисты на предприятиях смогут своевременно оценить влияние концепции облачных посредников на их повседневную деятельность и подготовятся к продуктивному взаимодействию с брокерами для облачных сервисов.

Вильгельм Грайнер — редактор LANLine.