Лицензионные модели, разработанные в свое время для статичных и тесно взаимосвязанных приложений, операционных систем и оборудования, заставляют производителей программного обеспечения задуматься о соответствии техническим условиям, ведь приложения часто привязаны к определенной инстанции или инсталляции, к примеру к процессору или конечному устройству.

Разработка лицензионной модели, где учитывалась бы тенденция к распространению виртуализации, оказалась нетривиальной задачей. Предприятия все активнее перемещают свои приложения в виртуальные среды, не задумываясь о влиянии этого процесса на вопросы лицензирования. Часто получением лицензий и договоров занимаются не администраторы, которые их действительно используют, а другие лица.

Поначалу вопрос не стоял так остро: многие администраторы просто осуществляли перевод своей физической вычислительной техники на виртуальные системы в соотношении 1:1. Наибольшая сложность при этом была связана с процессорной мощностью серверов. С внедрением более ресурсоемких систем, которые могли служить хостами для нескольких виртуальных машин, расчет использования ресурсов процессора приобрел большее значение. К примеру, сколько должен платить клиент, если физическая машина изначально размещалась на двухъядерной системе, а затем была перемещена на систему с восемью ядрами, где параллельно функционируют еще шесть других виртуальных машин?

В настоящее время некоторые поставщики программного обеспечения допускают лицензирование ПО по виртуальным машинам, но сначала способы и объекты лицензирования надо было адаптировать к новой технологии и связанным с ней методам реализации. На стороне серверов предполагается переход от моделей лицензирования в расчете на процессор к моделям на основе использования ресурсов. Инструменты для планирования мощностей, предоставляющие возможность перерасчета и обеспечивающие прозрачность оплаты (Chargeback/ Showback), приобрели большое значение не только для предприятий, но и для производителей программного обеспечения.

Разработчики ПО заключают с заказчиками неофициальные соглашения, чтобы последние могли использовать уже имеющиеся у них лицензии в новой среде без значительного повышения расходов для одной стороны и снижения прибыли для другой. Важно было, чтобы поставщики программного обеспечения могли безболезненно перенастроить или дополнить свои модели лицензирования с помощью имеющихся инструментов.

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЛАКО

Чем очевиднее становился для предприятий потенциал экономии на аппаратном — а отчасти и программном — обеспечении, тем интенсивнее они изучали другие доступные модели виртуализации. Теперь даже у малых и средних компаний появилась возможность использовать определенные лицензии с новыми моделями и услугами хостинга, к примеру с услугой предоставления инфраструктуры в качестве сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS). Многие производители ПО разглядели в этом возможность вывести свои разработки на новые рынки и завоевать их. Однако, когда эта технология стала комбинироваться с процессами автоматизации, возник целый ряд новых проблем, связанных с лицензированием.

Лицензирование для перемещаемых виртуальных машин. Отделы ИТ часто осуществляют миграцию виртуальных машин на новые места, на другие устройства или в иные сети. Это касается как отдельных десктопов, так и целых ЦОД.

Автоматическое создание, перемещение и перераспределение процессов осложняет работу инструментов обнаружения (Discovery-Tool) в части актуализации информации и предоставления точных данных об использовании и идентификации систем.

Постоянные и непостоянные виртуальные среды. Многие клиенты приходят к выводу, что с помощью непостоянных систем (один-единственный образ масштабируется по мере необходимости) им удастся достичь лучшего эффекта масштаба и сэкономить больше денежных средств. Но в таком случае перед разработчиками программного обеспечения встает новая проблема: что же именно им теперь предстоит отслеживать? Как доказать факт установки ПО, после очередного удаления виртуальной машины? И кроме того, в динамичной и непрерывно изменяющейся среде клиенты не готовы платить за каждую инсталляцию.

Перенос акцента с машин на пользователей и приложения. Одновременно с этим сформировалась тенденция использовать приложения в разных сетях, на разных устройствах и в разных местах. Многие производители решили поменять свои модели, поскольку осознали возможное влияние этой тенденции на свои доходы, основу которых составляет привязка к конкретным устройствам. Теперь они считают не количество инсталляций, а число обращений к приложению.

Перемещение собственного ЦОД в облако. Все чаще предприятия переходят на хостинг на базе облаков, что позволяет им снизить затраты на тестовые прогоны и сэкономить производственные ресурсы, которые раньше требовалось иметь в запасе на случай пиковых нагрузок.Благодаря автоматизации как процессов самообслуживания (Self-Service), так и виртуализации пользователи и производители программного обеспечения могут построить динамичную систему, позволяющую использовать приложения в нескольких сетях, на нескольких машинах или несколькими пользователями.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ХАОС

Клиенты ожидают от поставщиков программного обеспечения удовлетворительного решения проблем, связанных с лицензированием приложений в облаках. Для разработки единого стандарта по вопросам лицензирования рабочая группа по управлению распределенными системами (Distributed Management Task Force, DMTF) сформировала консорциум, в который вошли предприятия, занимающие лидирующие позиции в отрасли: Microsoft, VMware, Citrix, Symantec, Flexera и другие. Проект стандарта доступен для ознакомления и комментариев на сайте организации.

Тем временем многие поставщики программного обеспечения опробывают новые модели лицензирования, чтобы удовлетворить требования своих клиентов и охватить новые рынки. Ниже мы рассмотрим несколько таких моделей.

Service Provider License Agreement (SPLA). Наиболее популярная сегодня модель лицензирования в облаках. Она предполагает, что клиентам необходимо заключить отдельное лицензионное соглашение на предоставление услуг провайдером, чтобы они могли использовать свои продукты в хостинг-среде третьего предприятия или предлагать расширенные услуги, к примеру хостинг электронной почты.

Bring Your Own License. Эта модель предусматривает возможность миграции уже лицензированного продукта в облако, предоставляемое третьей стороной, для тестовых, исследовательских и производственных задач. При этом провайдеру отчисляется некоторая сумма за его услуги, а клиенту не нужно приобретать новую лицензию. Однако многие крупные поставщики ПО еще только оценивают последствия от внедрения этой модели и предлагают лишь некоторые из своих решений в таком формате. Пользователям следует внимательно изучить свои лицензионные договоры или проконсультироваться с поставщиком программного обеспечения, чтобы узнать о доступных вариантах.

Burst of Use. Эта модель предусматривает возможность предоставления дополнительных сервисов для статичных приложений, которым требуется большая производительность. К примеру, реализация DevOps позволила бы инженеру по обеспечению качества ПО (Quality Assurance, QA) создавать сценарии и проводить тестирование в соотношении 1:1 на физической или виртуальной системе внутри границ брандмауэра. При необходимости он мог бы вынести какой-нибудь автоматический тест в облако внешнего провайдера.

Client Access License (CAL). CAL, или лицензия на клиентский доступ, предполагает дополнительные отчисления в зависимости от количества обращений для виртуализированных десктопов или приложений, хостируемых на сервере. Однако эта модель не пользуется большой популярностью, поскольку трудоемка в реализации и требует немалых расходов.

Подписка (абонемент). Лицензирование на базе подписки особенно популярно в строго регламентируемых отраслях, к примеру в здравоохранении. В этом случае так называемые облачные брокеры предоставляют некие услуги, которые можно получать за ежемесячную плату в течение определенного промежутка времени (в среднем три года), с небольшими отчислениями на лицензии и сервисы провайдерам облачных услуг. С точки зрения клиентов, эта модель обладает очевидными преимуществами.

Оплата за использование (Pay per Use). Многие поставщики программного обеспечения разрабатывают сервисы для своих продуктов, позволяющих реализовать модели оплаты за их использование (глава Amazon Джефф Безос называет их «Pay by the Drink»). Хотя подобные модели появились сравнительно недавно, они довольно популярны у тех предприятий, которые хотят иметь возможность «аренды» лицензий на час, день или неделю, на время реализации определенного проекта, а также в виде пакета минут, чтобы оплачивать их после использования. В настоящее время поставщики программного обеспечения заняты поиском способов экономически выгодного внедрения таких моделей.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК УСЛУГА

С помощью соответствующих инноваций поставщики программного обеспечения могут сделать менее болезненными основные проблемы лицензирования, такие как сокращение прибыли или распространение пиратского ПО. К их числу относятся отслеживание, распределение и анализ прав, а также контроль нормативно-правового соответствия в виртуальных средах (машины, приложения, пользователи и облака). Новые модели, среды и инновационные концепции отслеживания при управлении лицензиями требуют, как никогда прежде, автоматизации процессов на протяжении всего жизненного цикла решений, в том числе в отношениях между пользователями и поставщиками ПО (см. Рисунок 1). Это необходимо не только по причине внедрения новых технологий и повышения мобильности, но также и из-за возникновения дополнительных деловых рисков. Предприятиям международного масштаба нужны хорошо продуманные процессы, не ограничивающиеся лишь «расфасовкой» решений и расчетом их стоимости, но учитывающие также вопросы правового контроля.

 

От клиента в облако
Рисунок 1. «Лицензирование как сервис» означает, что программное обеспечение для управления лицензиями должно выступать в качестве брокера (посредника) между различными облачными сервисами.

 

Жанна Морейн — директор по стратегическим альянсам в компании Flexera.