Свой 20-летний юбилей «Крок» встречает, преодолев планку в миллиард долларов. Если в 2010 году компания практически вышла на докризисные объемы, то в 2011-м намного превзошла их — ее оборот, выросший в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом (и более чем в 1,5 раза превысивший результаты 2010 года), составил почти 1,3 млрд.
В прошлом году было реализовано более 2000 проектов, при этом ставка делается на крупные и сложные интеграционные проекты, а тиражные, малорентабельные, рутинные поставки не рассматриваются. «Либо мы номер один, либо мы этим не занимаемся» — таким принципом руководствуется компания.
Как отметил Борис Бобровников, генеральный директор компании, по мере отступления кризиса ИТ-директора все больше концентрируются на качестве ИТ-услуг — на первый план выходит эффективность, а не просто экономия средств, что ведет к росту популярности аутсорсинга ИТ-услуг. Так, направление технической поддержки, включая аутсорсинг, выросло почти в два раза, а спрос на услуги ЦОД — в четыре раза. Впрочем, как признают в компании, такие темпы — следствие низкой стартовой позиции. Прорыв удалось совершить благодаря вводу в эксплуатацию в прошлом году двух собственных ЦОД.
Борис Бобровников прямо увязывает перспективы аутсорсинга в целом с ценами на нефть: «Успешность и объем аутсорсинга зависят от количества денег в стране. Цены на нефть останутся высокими — аутсорсинг будет продвигаться медленно, снизятся — начнет распространяться лавинообразно». К аутсорсингу вынужденно обращаются в тех отраслях, где объем свободных денежных средств ограничен, но в силу высокой конкуренции требуется внедрять передовые технические решения. В этом отношении наиболее показательным примером являются розничные сети.
Несмотря на то что размещение в ЦОД оборудования (co-location) по-прежнему наиболее востребованная услуга, Руслан Заединов, руководитель направления ЦОД, отметил: «Аутсорсинг во всех его ипостасях становится интересным с практической точки зрения — многие компании, протестировав услуги из облака, становятся нашими заказчиками». На базе своих коммерческих центров обработки данных «Крок» предлагает услуги виртуального офиса (DaaS), резервного копирования (BaaS) и аренды приложений (SaaS).
Как подчеркивает Александр Ласый, заместитель директора департамента ИЗ, строительство собственных масштабных ЦОД позволило получить уникальный опыт, который его подразделение потом сможет использовать при построении ЦОД для внешних заказчиков. Проекты двух ЦОД (собственный центр «Компрессор» и ЦОД для компании «Мегафон-Самара») были сертифицированы Uptime Institute. Четыре проектировщика и один специалист по эксплуатации получили соответствующую квалификацию этого института. В частности, полученный опыт применения передовых технологий пригодится при проектировании ЦОД для одной из сибирских энергокомпаний на 1,5 тыс. стоек мощностью 15 МВт.
Достаточно успешно развиваются и другие направления. При этом компания практически не зависит от госзаказов — на госсектор приходится всего 13% ее оборота. Так что главную проблему для дальнейшего развития (как компании, так и рынка в целом) Борис Бобровников видит в нехватке квалифицированных кадров.