Экспертов в области ИТ трудно заподозрить в приверженности к оккультизму и астрологии, но и их прогнозы наполнены ожиданиями масштабных изменений в ИТ и бизнесе. А в некоторых — ну, по крайней мере, в одном — совсем в апокалиптическом духе заявляется о конце, правда, не света, а тенденций как таковых.
По утверждению Эрика Берриджа, основателя консалтинговой компании Bluewolf, c гиперускорением бизнесциклов нам больше не видеть таких мегатенденций, как массовая миграция на ERP. Благодаря новым гибким технологиям и широким возможностям масштабирования ресурсов наконец-то становится возможным реализовать решения «под себя», и в результате общая тенденция разбивается на «микротренды». По сути, речь идет не о «смерти тенденций», а о неограниченной вариативности и кастомизации при реализации общих подходов. К тому же Берридж несколько опережает события: для достижения требуемой степени гибкости необходимо дождаться критической массы в использовании облачных вычислений, мобильности и других технологий, которые сами пока представляют собой именно общие тенденции.
С распространением облачных вычислений ИТ теряют свой статус высоких технологий и переходят в разряд низких — на уровень коммунальных услуг. Так, компания iYogi, оказывающая услуги технической поддержки, решила проверить, насколько тезис «ИТ — новая коммунальная услуга» соответствует действительности. Как оказалось, почти две трети американских домохозяйств платят за технологические услуги больше, чем за коммунальные. Естественно, основные затраты приходятся на сотовую связь и связанные с ней сервисы. Вместе с тем примерно треть клиентов компании помимо услуг Интернета и Triple Play пользуется сервисами облачного резервирования данных. Так что, если судить по оплачиваемым счетам, ИТ на равных состязаются с коммунальными услугами за кошельки потребителей.
Облачные вычисления не только скрывают ИТ за своим «туманом сервисов», но и приобретают большую значимость и ценность, чем сами ИТ. Как заявляет Марк П. Макдональд, один из блогеров Gartner, «технология становится важнее ИТ». Если прежние технологии фокусировались на автоматизации корпоративных бизнес-процессов и отождествлялись с ИТ, то новые — мобильность, аналитика, социальные сети и собственно облака — изменяют способы взаимодействия с внешним миром. Безусловно, эти технологии включают ИТ (и базируются на них), но выходят далеко за традиционные понятия и концепции информационных технологий. Таким образом, по Макдональду, место ИТ — на заднем дворе, то бишь в back office. Что ж, может оно и не так почетно, но ктото должен делать всю грязную работу, хотя, наверно, «я это никогда не полюблю».
Что же происходит под покрывалом облаков? В одном абзаце вряд ли стоит пытаться изложить то, на что наша редакция потратила месяц времени и десяток страниц. Поэтому я сразу переадресую читателя к обзору тенденций года, представленному в этом номере. Из глобальных трендов отмечу лишь аналитику в области Больших Данных. Хотя эта тема и не касается напрямую нашего журнала, но опосредованно она влияет на такие направления, как центры обработки данных, передача данных и др.