Облачные вычисления призваны обеспечивать динамичное и гибкое предоставление ресурсов ИТ, сконцентрированных в высокоавтоматизированных виртуализированных центрах обработки данных, через облако в сети Интернет — отсюда и произошло название этой технологии. Однако, как следует из отчета Greenpreace «How Dirty is Your Data?», над красивыми и чистыми ИТ-облаками на небосклоне облачных вычислений начинают сгущаться черные тучи.
По сути, облачные вычисления при их последовательной и эффективной реализации хороши как с технической, так и с экологической точки зрения: виртуализация обеспечивает существенно более высокую загруженность серверов, а эффект масштаба огромных ЦОД, принадлежащих Amazon, Google и др., способствует дальнейшей оптимизации энергопотребления в расчете на единицу предоставляемых услуг ИТ. Однако, изучив особенности функционирования ЦОД крупнейших мировых провайдеров облачных сервисов, природоохранная организация Greenpeace высказала целый ряд критических замечаний. Greenpeace исследовала вопрос о том, откуда лидеры мира облачных вычислений получают электроэнергию — от угольных и атомных электростанций или из возобновляемых источников? Полученные результаты показывают, что облачные провайдеры на деле оказываются не такими уж и «зелеными».
Черную метку получила даже Apple, всегда позиционирующая себя как стильная, экологичная и современная компания: согласно отчету Greenpeace, центр Apple iData Center в Северной Каролине будет потреблять до 100 МВт электроэнергии. Это соответствует потреблению примерно 80 тыс. домашних хозяйств в США, которые, кстати, тоже не слишком заботятся об экономии электричества. При этом энергосеть, к которой подключен iData Center, поставляет лишь 5% энергии из возобновляемых источников, а остальное приходится на долю угольных и атомных электростанций. После скандала вокруг сбора данных о перемещениях владельцев устройств iPhone это еще один удар по имиджу компании с логотипом в виде надкушенного яблока. А Facebook, по данным Greenpeace, находится на пути к тому, чтобы стать наиболее зависимым от угля провайдером облачных сервисов: социальная сеть – гигант получает 53% электроэнергии для своих ЦОД из угля. По оценке Greenpeace, индекс экологически чистой энергии (Clean Energy Index) компании Apple составляет 6,7%, у Facebook этот показатель равен 13,8%. Правда, и у других именитых игроков, таких как IBM (10,9%) и HP (9,9%), дела обстоят не лучше.
Но есть и проблески: отчет показывает, что при возведении новых ЦОД провайдеры действительно уделяют внимание принципу неистощительного использования природных ресурсов и доля экологически чистой электроэнергии значительно повышается. Так, два новых ЦОД компании Amazon, которые будут размещены в американском штате Орегон, где имеются обширные водные запасы, должны на 85,5% снабжаться электроэнергией из возобновляемых источников. В качестве образцов для подражания называются Yahoo и Google. Индекс Yahoo составил 55,9%, а Google удалось поднять его до 36,4%. Greenpeace объясняет такую оценку тем, что обе компании активно инвестируют в технологии получения электроэнергии из возобновляемых источников, причем не только в США, но и в Германии, и призывает остальных провайдеров облачных услуг брать с них пример, уделяя больше внимания экологическим вопросам.
Согласно этому отчету, центры обработки данных расходуют около 1,5– 2% от всей электроэнергии, потребляемой в мировом масштабе. Эти цифры кажутся не очень значительными, однако Greenpeace сообщает, что если бы облачные вычисления были страной, то эта страна стала бы пятым по размеру потребителем электроэнергии после США, Китая, России и Японии (данные 2007 года). Уровень потребления электроэнергии в облаках, как сообщает Greenpeace, ежегодно возрастает на 12%. Впрочем, на фоне стремительного роста использования ИТ и увеличивающейся зависимости от них это неудивительно. Остается надеяться, что принципы рационального использования природных ресурсов при эксплуатации ЦОД станут находить все новых своих приверженцев значительно быстрее, чем будет расти электропотребление отрасли ИТ — будь то внутрикорпоративные ЦОД или облака.
Некоторые провайдеры облачных сервисов наглядно демонстрируют, как это можно сделать.
Вильгельм Грайнер — редактор LANline.