Интервью с Олегом Наскидаевым, DEACКак показал очередной опрос Headworks Analytics, менее 1% крупнейших компаний Московского региона (с оборотом более 1 млрд руб.) обращаются к услугам зарубежных центров обработки данных. Как указывается в этом исследовании, с учетом всех расходов предлагаемые ими цены сопоставимы с тарифами российских КЦОД. К тому же обращение к их услугам сдерживается требованиями законодательства, дорогим трафиком и стремлением отечественных компаний сохранять максимальный контроль над ресурсами. В то же время зарубежные операторы КЦОД не спешат проявлять интерес к российскому рынку ввиду его относительно небольшой емкости, хотя отдельные предложения с их стороны начинают появляться. Компания DEAC, прибалтийский оператор КЦОД, вышла на российский рынок услуг ЦОД осенью 2009 года, но уже успела привлечь более 300 клиентов. Чем интересны ее услуги для российских заказчиков, в интервью нашему журналу рассказывает Олег Наскидаев, руководитель департамента маркетинга и развития компании DEAC.

 

Какой инфраструктурой располагает DEAC?

Компания DEAC (ДЕАК) работает на рынке с 1999 года, центральный офис находится в Риге, в октябре 2010 года было открыто представительство в Москве. Сегодня DEAC владеет двумя центрами обработки данных на территории Евросоюза, оба находятся в Риге: один из них — крупнейший в Прибалтике с возможностью установки до 500 стоек и схемой энергообеспечения TIER IV, второй — подземный бункер с расчетным количеством стоек 130 и схемой энергообоспечения TIER II.

В начале 2011 года инфраструктура ЦОД DEAC была внесена в список крупнейших КЦОД (по версии CNews), что делает Прибалтийский регион с его развитой инфраструктурой ЦОД, высокой связностью каналов передачи данных и схожим менталитетом русскоязычного населения еще более привлекательным для российского бизнеса.

Помимо рижских ЦОД компания имеет дополнительные точки присутствия в Германии, Голландии, Великобритании и США, а высокая связность с крупнейшими точками обмена трафиком в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Франкфурт, Амстердам и других, позволяет надежно и быстро связать между собой необходимые заказчику географические места с размещаемыми данными.

 

Как удается добиться высокой надежности (Tier IV) при невысоком PUE (1,5) и удовлетворить требования разных категорий клиентов? К тому же для многих задач инфраструктура Tier IV является избыточной.

Вопрос об уровне Tier следует рассматривать в контексте вероятных бизнес-рисков и оперативных ИТ-расходов. На данный момент ЦОД DEAC «Рига» спроектирован в соответствии с TIER IV, но в эксплуатацию введен по TIER II. Это обусловлено тем, что сегодня спрос на TIER IV отсутствует в принципе из-за высокой конечной стоимости, или говоря другими словами, защита от существующих на данный момент бизнес-рисков обеспечивается более низким уровнем Tier, если предприятие пользуется услугами нескольких географически разнесенных центров обработки данных.

Стоит отметить, что, благодаря появлению более требовательных заказчиков, до конца 2011 года уровень надежности ЦОД «Рига» будет повышен до TIER III — это показатель роста доверия к нашей инфраструктуре ЦОД со стороны как российского бизнеса, так и западного. Когда появится первый запрос на использование TIER IV, перевод работы дата-центра на данный уровень займет от четырех до шести месяцев.

 

Какие каналы предоставляет ЦОД и каковы требования к каналу со стороны заказчиков? Какие вопросы в отношении каналов чаще всего у них возникают?

Вопрос связности сегодня является главным для любого заказчика, ведь несмотря на разные условия аренды инфраструктуры центров обработки данных, чем выше непрерывность и надежность арендуемых ИТ-решений, тем меньше вероятность его финансовых потерь. Важно сразу определить, насколько быстрым будет интернет-канал, как защищен и технически реализован, и, самое главное, надо ли иметь сразу несколько каналов для обеспечения практически 100-процентной непрерывности работы бизнес-процессов в арендуемом ЦОД.

ЦОД DEAC обеспечивают возможность подключения практически любого российского заказчика с предоставлением канала с пропускной способностью от 10 Мбит/с до 10 Гбит/с как на втором, так и на третьем уровне. Наиболее популярные подключения сегодня реализуются по схеме Layer 3 с пропускной способностью в диапазоне 50–100 Мбит/с и средним временем отклика 15–50 мс, причем география наших заказчиков весьма обширна: Москва, Питер, Казань, Екатеринбург, Владивосток и другие города.

 

DEAC обещает развертывание услуг в течение часа. Какие это услуги?

Сегодня на рынке активно развивается сервисно-ориентированная модель, то есть постепенно осуществляется переход от продукта к сервису. Все больше внимания ИТ-отрасль уделяет внедрению облачных вычислений, что позволяет минимизировать начальные затраты и наилучшим образом оптимизировать операционные расходы. В контексте облачных вычислений DEAC активно развивает направление, связанное с арендой инфраструктуры (Infrastructure As A Service, IaaS), — серверов, систем хранения данных, сетевой инфраструктуры и т. д., уделяя меньше внимания PaaS (Platform As A Service) и SaaS (Software As A Service). Ресурсы инфраструктуры распределенной сети ЦОД DEAC предоставляются заказчику в течение часа.

 

Основной тенденцией аналитики называют создание гибридных облаков. Какие инструменты предлагает DEAC для включения своих сервисов в частное облако?

Я разделяю мнение аналитиков и могу добавить, что практически всегда часть ресурсов будет оставаться в ведении самого заказчика по причине категорического запрета на делегирование поставщику услуг обработки той или иной конфиденциальной информации и сохранение полного контроля над определенной частью ИТ-ресурсов в силу требований внутренней политики безопасности.

Относительно инструментария облачных сервисов приведу следующий пример. Заказчик обращается к нам с просьбой реализовать проект резервного ЦОД. Наша задача заключается в поддержании требуемого заказчику уровня связности и надежности для обеспечения непрерывности бизнес-процессов на случай выхода из строя основного ЦОД, работающего под управлением самого заказчика.

В таких случаях DEAC предлагает разные модели создания резервного ЦОД, начиная от предоставления в аренду определенной группы серверов и систем хранения данных вплоть до полного дублирования основного ЦОД. Кстати, именно по причине создания для нескольких заказчиков резервных ЦОД, полностью берущего на себя функции основного в случае отсутствия доступа к нему, мы и проводим работы по увеличению надежности ЦОД «Рига» до уровня TIER III.

 

Какие проекты реализуются в России?

В целом основными заказчиками DEAC являются представители среднего и крупного бизнеса почти из всех отраслей экономики, включая ретейл, финансовый сектор, здравоохранение, ИТ-сектор и многие другие. Всем им при реализации бизнес-задач приходится оперировать определенным объемом данных. На российском рынке мы ведем более 300 проектов, из которых завершено свыше 100, и примерно 200 находятся на стадии согласования деталей или реализации пилотных проектов.

Исходя из опыта работы в России за последние два года могу отметить, что специалистам нашей компании — и, конечно, инфраструктуре ЦОД DEAC на территории Евросоюза – приходится справляться с самыми разными задачами — от создания резервного ЦОД с арендой стоек, серверов, систем хранения данных до полного спектра услуг ИТ-аутсорсинга нескольких ЦОД, расположенных в разных европейских странах, с выделением необходимых ресурсов для обеспечения непрерывности и катастрофоустойчивости бизнес-процессов заказчика.

 

В чем состоит привлекательность ваших услуг для заказчиков из России?

Во-первых, размещение данных в ЦОД DEAC на территории Евросоюза обеспечивает географическую диверсификацию ИТ-рисков, позволяя российским компаниям повысить свою конкурентоспособность и максимально защитить свой бизнес от разного рода непредвиденных обстоятельств и практически любых административных и технических рисков. Другой важный момент — экономическая составляющая сотрудничества, заключающаяся в снижении расходов вплоть до 40% в течение трех – пяти лет благодаря грамотно построенной схеме энергообеспечения ЦОД с показателем энергоэффективности (Power Usage Effectiveness, PUE) ниже 1,5, а также за счет наличия надежной ИТ-инфраструктуры и возможности быстрого развертывания ИТ-услуг.

Главная задача DEAC заключается в оперативном предоставлении заказчику распределенных динамических ИТ-ресурсов для безопасной и надежной работы в режиме 24х7 из любой точки мира на любых устройствах — и все это за выгодную фиксированную плату. Кроме того, по своим ресурсам распределенная сеть ЦОД DEAC могла бы войти в первую десятку российских операторов ЦОД и превосходит многие российские дата-центры.

 

Что может предложить DEAC российскому малому бизнесу и существует ли интерес со стороны таких компаний?

Интерес, безусловно, есть, и поэтому, несмотря на то что основное внимание уделяется среднему и крупному российскому бизнесу, малые предприятия мы не игнорируем. Для успешной работы с нашей компанией им достаточно определиться с основным набором бизнес-потребностей, после чего арендовать конкретное дисковое пространство для электронной почты, домашней страницы и хранения данных. Кроме того, возможно использование виртуальных или выделенных серверов и конкретных программ, например бухгалтерских, офисных приложений и т. д. Все эти услуги стандартизированы и потому не налагают на нас сколь-нибудь заметной административную нагрузку, что гарантирует их быстрое внедрение, после чего сотрудники таких предприятий смогут максимально сконцентрироваться на решении своих производственных задач.

 

Каким образом обеспечивается соответствие ФЗ-152?

Особо стоит отметить то обстоятельство, что ИТ-инфраструктура ЦОД DEAC не противоречит ФЗ-152. Юристы и ИТ-консультанты представили нам заключение, что использование услуг DEAC не упрощает и не усложняет российским компаниям процесс аттестации в качестве оператора персональных данных и позволяет российскому бизнесу рассматривать варианты использования зарубежных ЦОД. Более того, в ряде аспектов обращение к услугам DEAC упрощает и удешевляет аттестацию по ФЗ-152. В случае необходимости DEAC помогает заказчику подготовить необходимый пакет документов для ФСТЭК, ФСБ и Роскомнадзора, подтверждающий соответствие требованиям ФЗ-152 в отношении легального использования ЦОД DEAC, расположенных на территории Евросоюза.

 

Какие предлагаются гарантии/SLA?

Для успешной работы любому оператору КЦОД необходимы хорошая репутация и доверие бизнеса, что для наших заказчиков является главной гарантией, но это не означает, что в заключаемых договорах отсутствует конкретика. Наоборот, после совместного анализа бизнес-рисков у заказчика есть возможность выбора ИТ-решения и модели уровня обслуживания, или SLA, и с каждой организацией эти вопросы обсуждаются отдельно.

В зависимости от выбора ИТ-решения будут определены операционные расходы в контексте с финансовыми рисками, и здесь важно найти золотую середину. Слишком дорогое решение, эксплуатация которого в принципе не нужна ввиду отсутствия значительных бизнес-рисков, вызовет непонимание со стороны руководства, и наоборот, выбор неадекватно дешевого ИТ-решения может привести к громадным убыткам в случае продолжительного простоя оборудования и невозможности выполнения бизнес-процессов.

 

Какова стратегия развития DEAC применительно к российскому рынку?

Деятельность DEAC ориентирована как на восточное, так и на западное направления. Стратегия развития DEAC до 2015 года предусматривает четкую ориентацию на укрепление географического присутствия на территории Европы и США путем ввода в эксплуатацию новых ЦОД на тысячи стоек и открытие новых представительств в Германии, Голландии, Великобритании, Украине и США, при этом стоит отметить, что организация ЦОД DEAC на территории России не планируется. Создаваемая распределенная инфраструктура ЦОД позволит уже в ближайшие годы развертывать сложные ИТ-комплексы на базе частных облаков на территории Европы и США и предлагать соответствующие услуги средним и крупным европейским предприятиям, в том числе российским — в долгосрочной перспективе.