На форуме «МИР ЦОД 2011» компания Linxdatacenter представила результаты проведенного совместно с KPMG исследования, посвященного изучению потребностей предприятий финансового сектора в решениях по обеспечению непрерывности и восстановлению деятельности (ОНиВД). Около 70% респондентов (опрашивались в основном банки, а также страховые, фондовые и управляющие компании) отметили высокую значимость ОНиВД, причем представителями крупных и иностранных компаний их важность была отмечена в подавляющем большинстве случаев. Примерно половина опрошенных в качестве стратегической цели ОНиВД указали восстановление бизнес-процессов, и лишь 13% респондентов ограничились задачами восстановления ИТ-сервисов.
Исследование выявило, что в 75% иностранных компаний инициативы ОНиВД поддерживаются топ-менеджментом, а для их реализации выделяется отдельный бюджет и назначается ответственный член правления, в то время как в российских компаниях аналогичная картина наблюдается только в 23% случаев. Кроме того, замечена интересная особенность: в зарубежных организациях функция ОНиВД чаще всего находится в ведении генеральных директоров и специалистов по риск-менеджменту, в то время как в российских компаниях за нее чаще всего отвечают ИТ-директора.
По результатам опроса причинами наиболее частых рисков, вызывавших сбои в работе компаний, были названы отключение электроэнергии, неисправность ИТ-оборудования, ИТ- и телекоммуникационных систем, а также действия персонала — так называемый человеческий фактор. Для России все эти факторы особенно актуальны, но, как считают в Linxdatacenter, при профессионально разработанной стратегии ОНиВД и резервной инфраструктуре подобные риски могут быть практически сведены к нулю. Большинство участвовавших в опросе компаний в ближайшее время планируют использовать коммерческий ЦОД в целях резервирования (42%). Собственный резервный ЦОД имеют 25% респондентов (см. Рисунок 1), причем в большей степени это относится к крупному бизнесу: у 45% организаций оборот составляет 3–15 млрд рублей, и у 27% — свыше 15 млрд рублей.
Рисунок 1. Планы по использованию коммерческого ЦОД в целях резервирования. |
В ходе опроса было установлено, что при выборе коммерческого ЦОД клиенты ориентируются прежде всего на стоимость услуг, уровень надежности ЦОД, имидж поставщика услуг (оценивается на основании его предшествующей деятельности), наличие сертификатов и аттестатов, а также на рекомендации клиентов (см. Рисунок 2). Интересно отметить, что для крупных финансовых компаний, чей годовой оборот превышает 15 млрд рублей, наиболее важным фактором является надежность ЦОД, а также его соответствие требованиям международных стандартов, подтвержденное сертификатами и результатами аттестаций. Вопрос цены также крайне важен, однако он рассматривается лишь в третью очередь. По поводу оптимизации своих затрат на ИТ-инфраструктуру 94% опрошенных ответили, что собираются применять технологии виртуализации, а треть респондентов планирует, кроме этого, использовать распределенные (облачные) вычисления.
Рисунок 2. Значимость факторов при выборе коммерческого ЦОД. |
Компания Linxdatacenter предоставляет услуги ОНиВД на основе сети своих ЦОД, включая центры в Таллине и Москве. Последний является одним из старейших коммерческих ЦОД в России, и его мощности, по словам Ричарда ван Вагенингена, генерального директора компании в России, в самое ближайшее время будут расширены на 25%. Кроме того, Linxdatacenter уже построила и готовит к вводу в коммерческую эксплуатацию ЦОД в Санкт-Петербурге, который должен стать одним из крупнейших подобных объектов на северо-западе России. Сейчас он функционирует в тестовом режиме и уже летом примет первых коммерческих клиентов. Этот ЦОД построен с применением самых передовых и энергоэффективных технических решений — в частности, для электропитания используется газотурбинная установка на 12 МВт. Как утверждает Ричард ван Вагенинген, энергоэффективность (коэффициент PUE) питерского ЦОД составит 1,33. В начале 2012 года Linxdatacenter планирует ввести в эксплуатацию ЦОД в Варшаве. Кроме того, на будущий год запланировано начало строительства второго ЦОД в Москве (в качестве варианта рассматривается возможность аренды) и серьезное развитие бизнеса на Украине.
На форуме «МИР ЦОД 2011» Linxdatacenter представила проект реализации решений ОНиВД для банка HSBC. Резервный операционный центр гарантирует восстановление в течение 4 часов, оснащен 65 автоматизированными рабочими местами и предоставляет резервные каналы связи с другими подразделениями группы HSBC. Как того требуют стандарты HSBC, резервная площадка отстоит от основной на расстояние более 5 км.
Как отмечает Владимир Лобанов, директор по развитию Linxdatacenter, использование ресурсов коммерческого ЦОД — дело выгодное, но принятию решения по аутсорсингу часто препятствует традиционный консерватизм российских компаний, а также нежелание ИТ-подразделений делиться с поставщиками услуг частью ИТ-бюджета. Кроме того, службы безопасности российских компаний нередко выдвигают очень жесткие требования, которые коммерческие ЦОД выполнить не могут. Тем не менее экономические преимущества велики, а потому компании все чаще прибегают к услугам таких ЦОД.