После поглощения Fujitsu Siemens Computers объединенная компания Fujitsu Technology Solutions сделала ставку на более активное продвижение своих решений на мировом рынке. Несмотря на кризис Fujitsu показала неплохие результаты: в IV квартале 2010 года она добилась наибольшего роста продаж серверов среди других поставщиков региона EMEA. Однако компания по-прежнему отстает от лидеров серверного рынка. Серверы и ПК для европейских стран производятся на предприятии Fujitsu Technology Solutions в Германии, поэтому землетрясение в Японии практически не затронуло это направление ее бизнеса. (К сожалению, другие подразделения группы пострадали сильнее — четыре предприятия Fujitsu по производству микроэлектроники находятся на территории префектуры Фукусима; на момент интервью масштаб и последствия землетрясения и аварии на атомной станции еще не были ясны, поэтому мы не касались этой болезненной темы.) Cерверы, как и другое оборудование ИТ, важны не сами по себе, а как обязательный элемент в построении облачной инфраструктуры. Как и другие мировые вендоры, Fujitsu активно работает в этом направлении. Об облачной стратегии Fujitsu в интервью нашему журналу рассказывает Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России и СНГ.

 

Какие наиболее значительные события произошли в компании за последнее время?

Обо всем, что происходит, в интервью не расскажешь. Одно из важных событий — завершение переходного периода: от провайдера клиентских услуг к предложению динамических инфраструктурных решений. Этот бизнес ориентирован на корпоративных заказчиков и, может быть, не очень заметен. Решения старшего класса, включая предоставление динамических сервисов, очень жестко привязываются к конкретным заказчикам, а значит, особенно в условиях России, они не имеют того освещения, которое получает ноутбучный бизнес.

Возможно, мы действительно несколько потеряли в «заметности», но зато существенно укрепили наше присутствие на корпоративном рынке, поменяв подходы и позиционирование. В результате изменилась структура предложения и структура продаж. Если раньше около 80% оборота приходилось на потребительские линейки, то теперь более половины — на корпоративные продукты, прежде всего в области центров обработки данных и предоставления услуг.

У нас появилось много новых продуктов. В первую очередь я хотел бы отметить вывод на мировой рынок системы хранения данных Eternus, которая раньше была доступна только на японском рынке. Уже сейчас она приносит значительную часть общего дохода и составляет конкуренцию предложениям EMC, IBM и HP. Далее я бы выделил инфраструктурные сервисы, прежде всего Zero Computing (не путать с тонким клиентом!). Подобного решения пока нет ни у кого, а его использование приносит реальный эффект, что мы наблюдаем и в России. Затем следует назвать новое семейство серверов с новейшими процессорами Intel. И это все выведено на рынок только за последние полгода.

 

Какова стратегия компании в сфере облачных вычислений?

У облачных вычислений три составляющих, которые оказывают влияние на формирование стратегии вендора. Предлагая клиентам переводить капитальные затраты в операционные, мы должны избавить их от «проклятия миграции». Как правило, у малого и среднего бизнеса подобных проблем нет — для таких компаний это способ диверсификации: я занимаюсь своим делом, а об ИТ пусть заботится кто-то другой. У крупного бизнеса обычно уже существует обширная ИТ-инфраструктура со своими наработками, поэтому при переходе к облачным вычислениям капитальные затраты сразу не упадут, а операционные точно вырастут, поскольку параллельно должны будут работать и старая, и новая инфраструктуры. К сожалению, погнавшись за облачной модой, многие не понимают, что при наличии инфраструктуры подготовка проектов должна быть очень тщательной и серьезной, а это требует немалых затрат.

Серьезная проблема — ментальность заказчиков. Они хотят иметь абсолютно безопасную ИТ-инфраструктуру, чтобы размещать свои данные за пределами корпоративной сети без ущерба для бизнеса. Однако, какой бы защищенной ни была инфраструктура, наличие человеческого фактора может свести на нет все усилия по обеспечению информационной безопасности. Между тем при обращении к облачным услугам предприятие получает более высокую степень защиты, потому что провайдер облачных услуг или системный интегратор несет ответственность в случае нарушения ИБ. Только решив эти три задачи (осуществление миграции, анализ затрат и обеспечение ИБ), заказчик может принять взвешенное решение об использовании облачных вычислений.

Fujitsu предлагает два подхода. Прежде всего, использование пяти огромных центров обработки данных Fujitsu для размещения ИТ-ресурсов. Надо отметить, что эта возможность находит позитивный отклик у среднего бизнеса. Я не очень верю, что крупные компании, особенно государственные и полугосударственные организации и предприятия, станут размещать свои информационные ресурсы в зарубежных ЦОД. Поэтому в партнерстве с системными интеграторами мы предлагаем для таких заказчиков аутсорсинговые центры обработки данных, где установлено наше оборудование и программное обеспечение, в частности системы хранения данных с услугами архивирования и репликации.

 

В чем суть трех инициатив Fujitsu в области облачных вычислений, о которых было объявлено на Visit 2010?

Если попытаться объединить эти маркетинговые инициативы, то они нацелены на создание дружественной среды для облачных вычислений. Облачные вычисления призваны сделать информационные технологии незаметными для пользователей, которые не должны знать такие слова, как сервер, система хранения, сеть, интерфейс, Windows, Android и т. д. Я уверен, что совсем скоро так и будет. Ведь в случае сотовой связи так и произошло: еще двадцать лет назад почти вся телефония была фиксированной. Облачные вычисления должны привести к тому, что все станут пользоваться ИТ-услугами, не задумываясь о том, как они формируются и из чего состоят. Пользователю останется лишь оплатить услугу. Только появление дружественных интерфейсов позволит создать необходимую, в том числе «зеленую», среду. Применение технологий Fujitsu позволяет добиться гигантского сокращения выбросов CO_2. Напомню: сейчас выбросы от ЦОД больше, чем от самолетов, а электроэнергии ЦОД потребляют примерно в том же объеме, что и население.

 

Представляя Dynamic Сube, специалисты Fujitsu говорили о перспективе перемещения виртуальных машин между географически распределенными ЦОД. Насколько динамично в этом отношении облако Dynamic Cloud от Fujitsu?

Подмена понятий очень опасна. Дьявол таится не в деталях, а в определениях. Виртуальный процессинг, то есть взаимодействие ИТ-ресурсов для решения конкретной задачи или группы задач, нельзя путать с реальной виртуальной машиной. Применительно к процессингу, с точки зрения физической ИТ-инфраструктуры не принципиально, где он происходит. В каждый момент времени процессу назначается виртуальная машина, и ее местонахождение в группе взаимодействующих ЦОД не имеет значения (не идентифицируется) для заказчика. При наличии правильных каналов связи и информации о свободных ресурсах распределение процессинга осуществляется в конкретный момент времени — эта виртуализация работает. Уже сейчас невозможно сказать, со сколькими ЦОД мы имеем дело, когда они находятся, например, на разных этажах. Другой вопрос, когда речь идет о выделенных виртуальных машинах, выполняющихся в конкретном месте. Я думаю, что и он будет решен в течение ближайших пяти-десяти лет.

 

Для упрощения построения центров обработки данных разные вендоры предлагают либо готовые вычислительные комплексы, либо даже строительные блоки для ЦОД, такие как ITPAC от Microsoft. Каков подход Fujitsu?

Мы не занимаемся инженерными системами, мы предоставляем инфраструктурные технологические решения. Когда начинаешь разбираться, что же предлагают конкуренты, то выясняется, что по сути у всех одно и то же. Например, Microsoft сама не занимается кондиционированием или обеспечением правильного бесперебойного питания, она делает это в партнерстве со специализированными компаниями. Fujitsu делает только то, что действительно умеет, — предоставляет возможности для организации вычислительных ресурсов. Это комплексные решения, состоящие из серверов и систем хранения данных, программное обеспечение в виде сервиса (у нас очень большой пакет программных решений), телекоммуникационные продукты и т. д. Эту нишу мы и дальше будем осваивать и расширять.

 

Какие из облачных услуг пользуются спросом в России?

В первую очередь — хранение как сервис, это наиболее понятная услуга. Затем следует назвать сервер как сервис и десктоп как сервис. Недавно появились запросы на программное обеспечение как сервис.

 

В свое время Fujitsu сделала ставку на модульные серверы. По данным аналитиков, рынок блейд-серверов замедлил свое развитие, однако Fujitsu удалось выйти на первое место по темпам роста продаж серверов в регионе EMEA. За счет чего достигнут этот результат?

И в России продажи серверов Fujitsu растут быстрее всех, причем спросом пользуются все линейки — от младшего до старшего класса. Секретов особых нет, у всех они примерно одни и те же. Я думаю, сработало три фактора. Мы проводим активную ценовую и маркетинговую политику. Пользователи хотят иметь выбор, а Fujitsu — это мировой бренд, третья компания в мире на ИТ-рынке. Оборудование, сделанное на немецких заводах по японским технологиям, отличается высоким качеством и надежностью. Наконец, мы говорим, что думаем, и делаем, что говорим, — компания открыто работает с партнерами и заказчиками, а это немаловажный фактор. Мы показываем все возможности и честно предупреждаем, если чего-то не можем сделать. И такая открытость нравится.

 

Каким требованиям должны соответствовать современные системы хранения данных для работы в облаке?

Для этого могут использоваться любые системы хранения данных. Вопрос в том, насколько такая система подходит — достаточно ли ее быстродействие и функционал, в частности, требуются ли дедупликация, репликация и восстановление после аварий. При построении частного облака для предприятия среднего размера поддержка аварийного восстановления не строго обязательна — если его деятельность не предполагает непрерывных процессов, потеря частных данных не станет для него критичной. Иначе говоря, универсальных решений нет — для разных задач нужны разные системы хранения.

Я знаю решения, где используется мощный сервер со сложным связующим программным обеспечением, виртуализацией VMware, на котором выполняется множество задач с разным временем отклика, но при этом используется простая система хранения, по сути дисковый массив, а резервное копирование осуществляется раз в неделю. В другом случае, наоборот, три маломощных сервера предназначены исключительно для извлечения неструктурированного контента из емкой системы хранения. Истина, как известно, находится посредине. Для гибридных облаков, сочетающих частные и публичные облака, должны быть представлены системы хранения как начального уровня, так и старшего класса. И здесь очень важна кластеризация.

В конечном счете все упирается в каналы — у вас могут быть производительные серверы, современные системы хранения, замечательные приложения, но если интерфейс дорог и под каждую задачу приходится устанавливать ПК, то все это влетает в копеечку. При наличии Zero Client, хороших каналов и продуманной организации сети (локальной или глобальной) идея облака не будет дискредитирована.