О технологиях передачи голоса по IP стали говорить примерно в то же время, что и о цифровой фотографии, но если вторая получила повсеместное распространение, то первая до сих пор ходит в перспективных. Конечно, любое подобное сравнение хромает, это даже не апельсины с яблоками. И все же.
Сдерживающих факторов немало. Так, внедрение IP-телефонии требует капитальных вложений и наличия экспертизы, но заявленные преимущества достигаются далеко не всегда. Взять, для примера, «возможность использования существующей сетевой инфраструктуры для передачи IP-трафика». По данным IDG на каждый доллар, потраченный на IP-телефонию, требуется выделить еще 0,8 доллара на модернизацию сети — экономия достигается главным образом при построении инфраструктуры «с нуля».
В России имеются и свои специфические факторы. Сергей Шаронин, президент группы компаний «ИМАГ» (интервью с ним мы публикуем в этом номере), в качестве главной проблемы называет дефицит специалистов: «На рынке просто нет предложений по интеграции таких систем за приемлемые деньги с достойным качеством». По данным компании «МТИ Софт», которая провела исследование рынка услуг VoIP, российские операторы считают, что основным препятствием для внедрения новых решений и услуг IP-телефонии по-прежнему является несовершенство законодательной базы, а ограниченное предложение, как известно, не способствует росту спроса и тормозит развитие корпоративной IP-телефонии.
Сергей Орлов в своей статье «Офисная АТС в новом качестве» обращает внимание на то, что в США и Европе малые и средние компании проявляют больший интерес к инновациям, чем крупные, в России же, наоборот, «в сегменте УАТС малой емкости (до 100 портов) IP-решения практически не востребованы». При этом за рубежом компании из сегмента SMB широко пользуются услугами хостинга УАТС, а у нас оборудование чаще всего приобретается в собственность: в прошлом году услугой «виртуальная АТС» воспользовалось всего около 6% малых и средних предприятий.
Таким образом, обратно, нет интереса — нет и предложения. В упоминавшемся опросе «МТИ Софт» «невысокая информированность потенциальных клиентов о возможностях и преимуществах использования интеллектуальных сервисов» называется вторым по значимости фактором, сдерживающим распространение IP-телефонии. Только кто же должен заниматься их просвещением, если не операторы? Косвенно, это камешек в огород прессы, но когда есть желание донести информацию до корпоративных клиентов, надо сотрудничать с изданиями, ориентированными именно на этот рынок.
Наибольшую отдачу внедрение IP-технологий дает при интеграции сервисов УАТС с информационными системами предприятия и бизнес-приложениями. Однако, по наблюдениям Михаэля Томсона (статья «Телефония без телефона»), «сотрудники большинства компаний совершают телефонные звонки точно так же, как и 150 лет назад», не используя все имеющиеся возможности. Конечно, «привычка свыше нам дана», но одна привычка со временем вытесняет другую, что и констатирует Арсений Тарасов, генеральный директор Siemens Enterprise Communications в России и СНГ: «Сотрудники привыкают к предоставляемому сервису и не могут обходиться без него при решении критических задач». Как говорится, почувствуйте разницу.