Еще несколько лет назад руководители предприятий по любому мало-мальски важному поводу отправляли в командировки своих сотрудников, особенно из ИТ-компаний, чтобы они на месте обсудили с коллегами или партнерами все текущие вопросы. Исключение составляли разве что производители решений для видеоконференций и систем «дистанционного присутствия» (Telepresence) (см. Рисунок 1), которые, понятное дело, у себя в компаниях внедрили собственные разработки.
Их сотрудники, партнеры, поставщики и клиенты общаются посредством всевозможных комбинаций, составленных из голосовых сервисов и видеокоммуникаций, совместного использования контента (Content Sharing), систем уведомления о присутствии (Presence Awareness) и служб мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging). В результате затраты на деловые поездки сокращаются на 30% и более.
Однако в настоящее время видеоконференции нельзя рассматривать в отрыве от других технологий: важную роль играет их привязка к решениям для коммуникации на базе IP. За прошедшие годы на рынке систем видео-конференц-связи произошел ряд значительных слияний: несколько известных производителей перешли в руки крупных игроков из сегментов ИТ и сетевых технологий. Другие, все еще независимые, компании, в частности Polycom, делают ставку на тесные партнерские отношения и открытые стандарты в стремлении предложить комплексные интегрированные решения. Так, решение для видеоконференций от Polycom поддерживает выпускаемую компанией Avaya платформу Aura для унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC). Последняя используется как центральная управляющая консоль для администрирования и предоставления коммуникационных приложений в масштабе всего предприятия.
В качестве технологической базы для подобного взаимодействия выбрана совместная поддержка стандартного протокола SIP для голосовой связи по IP (Voice over IP, VoIP) и элементов протоколов H.323 для видеокоммуникации. За последние годы каждый из этих протоколов был значительно улучшен, особенно в области кодеков. Прежде всего речь идет о стандарте H.264: принятый союзом ITU еще в 2003 году с целым рядом базовых профилей, он стал применяться в продуктах для видеоконференций лишь по мере распространения телевидения высокой четкости (High Definition TV, HDTV) и технологии Blu-Ray. Сравнительно высокая стоимость лицензирования кодеков H.264 нередко становилась препятствием для их ранней интеграции.
Первые версии видеокодека H.264 содержали три профиля: Baseline («базовый»), Main («основной») и High («высокое качество»), впоследствии к ним добавились High 10, High 4:2:2 и High 4:4:4. Профили задают параметры, используемые для кодирования (максимальный размер видео, скорость передачи битов, количество разрешенных макроблоков и т. д.), так как их произвольное назначение стандартом не допускается. Для обсуждаемой нами темы особую важность имеют профили сегмента High (High Profile, HP). По сравнению с популярным ранее стандартом H.263, H.264 HP обеспечивает трехкратное улучшение эффективности кодирования. На практике это приводит к снижению потребности в пропускной способности на 50%, что, в свою очередь, позволяет заметно экономить на трафике. Лишь благодаря такому решению стали возможны видеоконференции высокой четкости, применение которых ведет к значительному повышению продуктивности работы сотрудников различных компаний.
Еще одна веха на пути развития протоколов H.264 — принятие в конце 2007 года приложения G. То, что на первый взгляд кажется лишь незаметным «довеском» среди множества других событий, на самом деле представляет собой маленькую революцию в области передачи видеоданных. Ранее она осуществлялась в виде одиночного потока (Single Stream), когда при полностью доступной полосе пропускания достигалось идеальное изображение, однако даже сравнительно небольшие колебания пропускной способности могли привести к серьезному сбою. «Полностью или никак» — под таким девизом протекала работа оборудования. На известную всем проблему производители отреагировали реализацией интеллектуальных технологий для восстановления утраченных пакетов (Packet Loss Recovery), что позволило стабилизировать видеосвязь при колебании пропускной способности сети — явлении вполне типичном для соединений через Интернет. Однако метод одиночного потока не давал этим технологиям простора для действий. Приложение G, также именуемое «масштабируемым видеокодеком» (H.264; Scalable Video Codec, SVC), впервые задает спецификацию многоуровневого способа передачи видео. В зависимости от изменения ширины канала в реальном времени, используется определенное количество «уровней» (Layer), причем четкость и детализация изображения увеличиваются от слоя к слою. Иными словами, при плохом соединении видеоизображение может иметь качество на уровне превью (Thumbnail). При увеличении пропускной способности начинает передаваться большее количество слоев, и изображение постепенно улучшается.
Следует отметить, что использование современных высококачественных систем для видеоконференций оправдано только при наличии соединений, пригодных для передачи видео высокой четкости. Тогда колебания пропускной способности, часто продолжающиеся всего несколько миллисекунд, в худшем случае приведут лишь к кратко-срочному «огрубению» изображения. Если качество соединений очень плохое, кодек SVC дает возможность временно снизить частоту регенерации изображения, и в результате быстрые движения на «картинке» могут стать прерывистыми. В настоящее время производители активно работают над тем, чтобы использовать преимущества технологии SVC (изменение разрешения и частоты регенерации изображения) в сочетании с уже разработанными технологиями восстановления утраченных пакетов для обеспечения наилучшего качества восприятия (Quality of Experience) в каждой конкретной ситуации.
В ходе трудоемких экспериментов специалисты исследуют, как потеря качества, вызванная колебаниями пропускной способности канала при передаче аудио и видео, соотносится с особенностями восприятия органами чувств человека. Конечная цель заключается в том, чтобы субъективное восприятие пострадало меньше всего. Автоматическое управление параметрами должно быть согласовано с этими особенностями. По мнению экспертов, новая технология позволит существенно повысить привлекательность удаленного взаимодействия с использованием видеосвязи, и предприятия начнут активнее внедрять объединенные коммуникации с интегрированными видеовозможностями.
ПОВЕРХНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Вопросы совместимости и поддержки стандартов актуальны и для функций управления. С тех пор как компания Apple выпустила свой iPhone, производители устройств с сенсорными экранами все чаще используют в своих продуктах метод управления по принципу «сколь-зящего движения пальцем». Помимо смартфонов и КПК, этот способ управления сейчас применяется в мобильных и стационарных планшетных ПК, устройствах для домашних развлечений (Home Entertainment), навигационных системах, а с недавних пор еще и в системах для телекоммуникации по IP. Вполне закономерно, что наиболее важными параметрами видеосоединений теперь тоже можно управлять с помощью сенсорного экрана (см. Рисунок 2). Следующий этап — перенос на сенсорные экраны всего функционала, начиная с простых действий вроде набора номера и обмена мультимедийным содержимым и заканчивая сложными системными функциями. При помощи графического пользовательского интерфейса можно находить в общекорпоративных каталогах, а также в локальных адресных книгах и контактных списках доступные контакты и запускать нужные видеосоединения.
При наличии соответствующих интерфейсов пользовательская среда с управлением посредством сенсорных экранов способна облегчить, помимо обеспечения самого процесса управления, интеграцию в имеющиеся среды UC. Простой пример: бесперебойный запуск видеосоединений из приложений UC других производителей. К примеру, в результате интеграции Microsoft Outlook и решения компании Polycom на сенсорную панель управления выводятся сохраненные в календаре Outlook события. При этом пользователи могут подключиться к конференции, предоставляющей возможности «дистанционного присутствия», путем одного лишь нажатия на кнопку Join now, отображаемую на сенсорном экране.
Дамарис Зельнер — менеджер по маркетингу в регионе EMEA компании Polycom.