Иначе говоря, в качестве технической отправной точки выступали именно коммуникации. Часто употребляющееся сегодня добавление «и совместная работа» появилось позже.
С тех пор произошли существенные изменения. Технология передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) закрепилась как на уровне централизованных решений (корпоративные УАТС и др.), так и на уровне децентрализованных, для частных пользователей (Skype или Gizmo). Между ними расположились предложения по предоставлению услуг и аутсорсингу (виртуальные IP УАТС в сети Internet), а кроме того, все большее значение приобретают решения для связи в режиме реального времени, к примеру, конференции Web, которые выпускают Microsoft, Cisco/WebEx, Citrix, Netviewer и многие другие.
ВСЕ БОЛЬШЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
Особенно много новых тенденций наблюдается в области совместной работы и командного взаимодействия. Наряду с классическими подходами, где предусматривается использование средств для коллективной работы (Groupware), все более популярными становятся решения для взаимодействия в интерактивном режиме, такие как Groove от Microsoft или продукты, предлагаемые швейцарской компанией Collanos. Кроме того, служба мгновенного обмена сообщениями получает все большее признание в профессиональной среде, где она применяется для осуществления прямой коммуникации. В этой связи следует упомянуть потребность в интеграции в корпоративную среду лавинообразно растущего числа мобильных конечных устройств для UC — сотовых телефонов, коммуникаторов Blackberry и ноутбуков, что в нынешнее время для большинства сотрудников является скорее нормой, нежели исключением, причем многим пользователям приходится работать сразу с несколькими почтовыми ящиками и приложениями.
Многочисленные социальные сети с их собственными коммуникационными возможностями также нельзя оставить без внимания, что еще больше усложняет проблему: как, к примеру, включить сообщения Xing в концепцию UC? Используемые решения часто не справляются с подобной задачей из-за нестандартной структуры таких сетей и нехватки интерфейсов. Бесспорно, сегодня коммуникационных каналов стало гораздо больше, чем несколько лет назад, что приводит к возрастанию требований в сфере UC, причем как для пользователей, так и на уровне внутренних систем (Back-end). При этом лишь в незначительной части случаев действительно удалось упростить коммуникационный процесс для конечных пользователей, хотя это и есть основная цель всех концепций UC.
СТРАТЕГИИ UC ТРЕБУЮТ ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ
Необходимо разобраться, насколько успешными могут быть концепции UC вообще. На самом деле объединить все возможные коммуникационные каналы вряд ли возможно. Скорее речь идет о том, чтобы снизить сложность до приемлемого уровня, когда пользователю не придется заниматься администрированием связи, начиная с переадресации электронной почты на другие ящики и заканчивая изучением всех коммуникационных каналов и управлением ими.
Соответствено, необходимо обеспечить эксплуатацию внутренних систем и развертывание клиентских компонентов. На многих предприятиях до сих пор не решена задача администрирования мобильных конечных устройств. Как следствие, под угрозой оказывается важная информация: электронные письма конфиденциального характера или иные хранящиеся на этих устройствах данные.
Поскольку во многих случаях невозможно создать идеальное решение для коммуникации и сотрудничества, следует сфокусироваться на тех вопросах, которые могут принести наибольшую отдачу предприятию.
СТРАТЕГИИ ДЛЯ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ
Для крупных предприятий важна консолидация внутренних систем в рамках стратегии UC. Значимость УАТС на базе VoIP повышается благодаря возможности их объединения с другими коммуникационными службами. На этот рынок нацеливаются и такие поставщики, как Microsoft, решения которых ведут свое происхождение от классических служб обмена сообщениями, и производители наподобие Siemens, чей бизнес развивался вместе с фиксированной телефонной связью. В данной сфере ключевую роль приобретают, с одной стороны, открытость решений для различных коммуникационных технологий и способов совместной работы, а с другой — координированный переход — и, соответственно, сосуществование — к взаимодействию с установленными системами, в частности, из сегмента телефонии (см.Рисунок 1).
Еще один вызов, косвенно связанный с темой корпоративных UC, — уже упоминавшееся администрирование мобильных конечных устройств. Из соображений безопасности и с точки зрения контроля затрат необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях работы самих устройств и о возможности их централизованного администрирования. Тем не менее, на многих предприятиях эта проблема должным образом так и не решена. Однако речь идет не только о том, чтобы иметь представление об отдельных устройствах, но и о том, чтобы ограничить многообразие их вариантов и установить правила для коммуникации и взаимодействия между ними. К примеру, отправка сотрудниками деловых писем с личных почтовых ящиков вряд ли допустима с точки зрения соблюдения законодательных требований (Compliance).
Активность работников в различных социальных сетях — также острая проблема, во всяком случае, когда они выступают в качестве сотрудников предприятия. К тому же эта тема пересекается с вопросами защиты данных, корпоративными правилами, стремлением к гибкой коммуникации и встречными требованиями по осуществлению контроля, что неизбежно приводит к спорам. Тем не менее, во избежание финансовых потерь, нарушений безопасности, трудностей администрирования и проблем с соблюдением законодательных предписаний, без четких директив не обойтись.
Корпоративную стратегию UC рекомендуется ориентировать, с одной стороны, на имеющиеся централизованные платформы для электронной почты, а с другой — на существующие решения для телефонии, поскольку эти компоненты, как правило, уже имеются и их замена, если это вообще возможно, сопряжена со значительными затратами и трудностями.
СТРАТЕГИИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Для малых и средних предприятий интегрированные решения, напротив, могут оказаться интересным вариантом. Однако, безусловно, и в этом случае не обойтись без директив в отношении коммуникации, а также администрирования мобильных конечных устройств. Важное значение имеет применение виртуальных IP-УАТС, что, однако, не решает в полной мере задачу реализации объединенных коммуникаций. Интересный подход предлагает, к примеру, компания Translumina Networks, которая совместно с Collanos разрабатывает темы телефонии и сотрудничества. Правда, классическая коммуникация посредством электронной почты при этом не рассматривается. Однако многое говорит в пользу того, что в будущем ассортимент интегрированных пакетов решений для сегмента малых и средних предприятий существенно расширится, тем более что и выделенные устройства, и хостируемые решения позволяют реализовать множество вариантов. Этот сегмент рынка будет интересен для поставщиков традиционных телекоммуникационных решений, которые еще не исчерпали свой потенциал в сфере унификации коммуникации и сотрудничества.
ВЛИЯНИЕ НА СТРАТЕГИИ ОБМЕНА СООБЩЕНИЯМИ
Несмотря на множество интересных подходов, приходится констатировать, что, с точки зрения пользователя, движение по направлению к объединенным коммуникациям осуществляется очень медленно. Упрощение, достигаемое в результате объединения электронной почты, голосовых ящиков, факсимильной связи и, возможно, систем мгновенного обмена сообщениями, зачастую нивелируется все большим количеством дополнительных форм коммуникации. В то же время доступные на данный момент опции позволяют добиться значительных результатов в области объединения внутренних систем. Конвергенция классических технологий обмена сообщениями и голосовой связи активно развивается и облегчает реализацию сквозных подходов во внутренних системах, по крайней мере, для наиболее важных коммуникационных каналов, что является конструктивным подходом к инвестициям в технологии UC. Помимо собственно объединения, важную роль играют такие аспекты, как упрощение администрирования сетей.
Естественно, сегодня предприятия уже не станут внедрять платформу для электронной почты саму по себе. Выбор должен осуществляться в контексте UC, то есть с учетом поддержки и интеграции различных коммуникационных каналов. К примеру, абстрактное сравнение Microsoft Exchange, IBM/Lotus Domino, Novell GroupWise или какого-нибудь альтернативного варианта с открытыми исходными кодами (Open-Source) бессмысленно. Решение следует принимать только в рамках вышележащей стратегии UC, в которую будут интегрироваться как перечисленные решения, так и другие способы коммуникации.
Таким образом, в качестве отправной точки должна служить не система обмена сообщениями, а общее представление о UC. Даже если электронная почта до сих пор составляет один из основных элементов корпоративных коммуникаций, ее следует рассматривать как одну из частей целого. Таким образом традиционные платформы для электронной почты необходимо включить в стратегию UC. По этой причине в преддверии выбора концепции UC надо выяснить, в состоянии ли имеющиеся системы полноценно выполнить требования, предъявляемые предприятием к объединенным коммуникациям, или следует рассмотреть вариант их замены.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ХОСТИНГ
Тем временем хостинг, то есть «размещение UC в облаке», занял свое особое положение. В случае некоторых приложений хостируемые решения стали обычным делом, это относится к конференциям Web или таким решениями для совместной работы в интерактивном режиме, как Microsoft Groove или Collanos. В других сегментах, как в случае с классическими решениями обмена сообщениями, так и, к примеру, с Microsoft SharePoint или виртуальными IP-УАТС, они выступают как минимум в качестве альтернативного варианта поддержки решения собственными силами. Однако не следует недооценивать возникающие при этом трудности. Достижение определенных уровней сервиса, администрирование таких сред, адаптируемость систем и возможности интеграции решений от различных поставщиков услуг следует тщательно обдумать, как и правовые проблемы при размещении решений в других странах.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
При использовании хостируемых решений пользователям часто приходится мириться с меньшей гибкостью, чем при эксплуатации систем в собственной сети. Однако, не забывая о теоретически возможном разнообразии объединенных коммуникаций, следует подумать о старом правиле: чем меньше, тем лучше. Связь по-прежнему является средством, а не целью, и она должна оставаться подконтрольной как пользователям, так и операторам.
Ответственным лицам следует учитывать этот факт при разработке не только самой концепции стратегии UC, но и директив для коммуникации, а также при ответе на запросы о добавлении новых конечных устройств и коммуникационных каналов. Стратегия, фокусирующаяся на нескольких ключевых коммуникационных элементах и обеспечивающая их оптимальную интеграцию, оказывается ценнее, чем частичные решения во многих областях. Не каждое доступное новое конечное устройство, новое решение VoIP в сети Internet или социальная сеть с собственной электронной почтой необходимы и оправданы с корпоративной точки зрения, но такие ограничения можно реализовать, только если они будут соблюдаться и руководством предприятия.
В заключение следует отметить, что существует множество хороших разработок, с помощью которых предприятия могут далеко продвинуться в отдельных сферах унификации коммуникаций
и сотрудничества. Однако за последние годы пользователям так и не удалось добиться главного — упрощения связи, поскольку количество ее видов и каналов значительно возросло.
Мартин Куппингер — старший партнер компании Kuppinger Cole + Partner, системный архитектор, эксперт и аналитик.
© AWi Verlag