В начале апреля свою сеть WiMAX ввела в коммерческую эксплуатацию компания «Скартел», работающая под брендом Yota. В создание сетей WiMAX инвестируют свои средства «Синтерра», «Старт Телеком» и «Престиж».
По словам президента «Комстар-ОТС» Сергея Приданцева, в отличие от проекта Yota они стремятся предложить пользователям не просто WiMAX, а единое коммуникационное пространство, объединяющее разные способы доступа, включая широкополосной проводной сети («Стрим»), WiFi (услуга «Комстар-FON») и WiMAX. Основная целевая аудитория — пользователи ноутбуков, являющиеся абонентами услуг широкополосного доступа «Комстар-ОТС». Им предлагаются льготные тарифы — 300, 500 и 700 рублей за 1,5, 3 и 7,5 Гбайт трафика в месяц. Таким образом, у «Комстар-ОТС» WiMAX не заменяет широкополосный проводной доступ, а дополняет его.
Абонентам будет предоставлен единый счет, и им не придется задумываться о способе подключения — за это отвечает специально разработанное ПО Connection Manager. Между тем точек доступа WiFi у «Комстар-FON» пока немного (не более десяти в пределах Садового кольца), а услуга доступна лишь участникам проекта. Кроме того, пользователю WiMAX нужно следить за объемом трафика: безлимитных тарифов не предусматривается. В отличие от Yota «Комстар-ОТС» не предлагает каких-либо иных услуг, кроме доступа в Internet, таких как мобильная телефония, телевидение, музыкальные сервисы. Сергей Приданцев считает «неправильным» использование сети WiMAX для голосовых услуг. Из конечных устройств предоставляются лишь USB-модемы WiMAX стоимостью 4600 рублей.
По данным «Комстар-ОТС», ее сеть WiMAX охватывает 80% территории Москвы (у сети Yota — более 70%). Устанавливая дополнительное оборудование и расширяя покрытие, компания намерена оптимизировать сети WiMAX, построенной на оборудовании Alvarion, Nortel, Cisco и насчитывающей 170 базовых станций. Для предоставления услуг сети WiMAX задействуется собственная магистральная транспортная сеть. Различий между частными и корпоративными клиентами не делается. По сообщениям тестировщиков, обновленная версия ПО позволяет быстрее устанавливать соединение с базовой станцией, а средняя скорость составляет 3-4 Мбит/с.
Компании, уже развернувшие сети WiMAX, начали бороться за своего абонента, и пока трудно сказать, чья бизнес-модель окажется более привлекательной. Очень многое будет зависеть от покрытия сети, в том числе в Подмосковье и в регионах, от тарифной политики, разнообразия и стоимости устройств доступа, а также от предлагаемых услуг. Это далеко не первая попытка строительства беспроводных сетей в Москве. В 2007 г. «Голден Телеком» запустила в коммерческую эксплуатацию сеть WiFi на основе технологии Wireless Mesh, планируя за три-четыре года привлечь более 2 млн пользователей, однако лишь появление нетбуков и коммуникаторов 3G/4G может сделать услуги беспроводных сетей достаточно востребованными. Тем временем Nokia объявила о том, что считает технологию WiMAX бесперспективной, а аналитики Frost & Sullivan отводят ей в несколько раз меньшую долю рынка, чем EV-DO, HSPA/HSPA+ и LTE.