Те же, кто решается это сделать, вынуждены объяснять, как они намерены жить дальше, тем более что даже оптимистичные, в кавычках, прогнозы IDC предвещают сокращение рынка на 20%. В этих условиях для любой компании хорошим результатом будет не упасть ниже рынка, но достаточно ли этого для выживания? Как бы то ни было, полностью игнорировать результаты 2008 г. было бы несправедливо, ведь именно они закладывают фундамент для деятельности в новых условиях, к тому же кризисные явления проявились уже
в IV квартале.
Как отметил Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция», на пресс-кон-ференции, посвященной итогам 2008 г., компании удалось добиться запланированного увеличения объема продаж на 35% за год, несмотря на то, что в IV квартале, обычно самом прибыльном, рост практически остановился. Самым быстро развивающимся подразделением стал департамент сетей и телекоммуникаций, на долю которого пришлось около трети всего оборота (для сравнения: в 2007 г. было 26%), при этом спад активности в IV квартале сказался на нем в меньшей степени из-за наличия долгосрочных проектов, тогда как другие подразделения, связанные с поставками для розничного сегмента, сразу же почувствовали снижение спроса.
По данным Игоря Белика, директора департамента «Сети и телекоммуникации», поставки решений для корпоративного сегмента выросли на 87%, тогда как для малого и среднего бизнеса — на 21%. Отдельно он выделяет направление голосовых решений, где рост составил 39%. Считая, что у формирующегося российского рынка видеоконференц-связи сохраняются хорошие перспективы в условиях кризиса, в начале года компания подписала дистрибуторское соглашение с Tandberg, а кроме того, в I квартале намерена заключить такие соглашения еще с несколькими вендорами, причем ставка будет делаться на тех производителей, как новых, так и уже давних партнеров, бизнес с которыми требует меньшего финансирования, а продукция приносит наибольшую маржу. Это, в частности, означает дальнейшее сокращение доли продаж компонентов и комплектующих, которые когда-то были главной статьей
дохода «Марвел».
В соответствии с изменившимися условиями приоритет будет отдаваться проектам в государственном секторе — эта категория заказчиков сейчас отличается относительно стабильным фондированием, предоставлению особых финансовых условий для крупных партнеров и снижению рисков невозвратов. Еще летом 2008 г. «Марвел» озаботилась страхованием дебиторской задолженности, что помогло обезопасить бизнес: сейчас страховка покрывает около 30% всех краткосрочных долгов крупных партнеров-реселлеров по товарным поставкам. Кроме того, на конец 2008 г. у компании не было долгов перед поставщиками (вендорами), а товарные запасы удалось сократить до уровня, достаточного для удовлетворения полуторамесячного спроса, тогда как у многих конкурентов, как утверждается, складских резервов осталось на несколько месяцев, что в нынешних условиях не выгодно.
Компания намерена сохранить эффективность и увеличить долю рынка, впрочем, речь идет не о росте, а о снижении продаж — более медленном по сравнению с падением на 40%, которое ожидают большинство игроков рынка в первом полугодии. По словам Константина Шляхова, сохранение платежеспособности и выполнение своих обязательств закладывает фундамент для последующего роста, как только кризис достигнет «дна». Правда, он не берется предсказать наступление этого момента, но компания уже готовится к новому подъему.