Именно человек решает, каким устройством он обзаведется, какие функции будет использовать и какие данные хранить, даже если последние принадлежат предприятию. Сегмент деловых сотовых телефонов все больше расширяется, однако настоящие устройства, те, что пригодны для интеграции в корпоративные ИТ, остаются сугубо нишевыми продуктами.
Говорят, что в Германии внедорожников больше, чем в других европейских странах, причем плохих дорог меньше.
А еще говорят, что в Германии смартфоны покупаются чаще, чем во всем мире (их более 40%), но далеко не все их бизнес-функции оказываются востребованными. По крайней мере, для последнего факта существует логическое объяснение: компания TNS Infratest, проведя исследование Global Technology Insights 2007-08, установила, что до сих пор не хватает концепций, удобных для пользователей мобильных бизнес-решений.
Рецепт изготовления смартфона прост: к мобильному телефону с поддержкой доступа в Internet добавляются по крайней мере два компонента из нижеперечисленных: электронная почта, функции КПК, поддержка беспроводных локальных сетей (Wireless Local Area Network, WLAN), MS Office (чтение, обработка и сохранение документов) или сенсорный экран. Это и будет называться смартфоном, по крайней мере, по определению TNS. Однако получается, что к смартфонам можно причислить почти все новые аппараты, так как
в результате конкурентной борьбы и падения цен такие функции все чаще встречаются в моделях среднего класса.
Прототипом смартфонов было устройство Nokia Communicator, снабженное полноценной клавиатурой и относительно большим экраном. Этот «кирпич» до сих пор присутствует в ассортименте Nokia: превратившись в модель E90 Communicator, он стал немного стройнее, легче и элегантнее, но по-прежнему несколько громоздок. В качестве топовой модели сотовых телефонов бизнес-класса Nokia теперь позиционирует Е71 (см. Рисунок 1), чей дизайн очень напоминает современную серию Blackberry от канадского первопроходца в области смартфонов компании RIM. Их нынешняя ведущая модель именуется Blackberry Bold (см. Рисунок 2).
У Sony-Ericsson лидерами в бизнес-сфере долгое время были раскладные модели серии Р, а на данный момент образцово-показательным представителем является новейшая модель Experia X1 (см. Рисунок 3), хотя сам производитель уже не говорит о смартфонах для бизнеса, а называет их мультимедийными сотовыми телефонами, пригодными, благодаря своим функциям, для деловых коммуникаций. Аналогично обстоят дела и с iPhone от Apple, хотя здесь главный акцент делается на поддержке Internet. Этой же линии придерживаются и его новые конкуренты, такие как Google G1 или напоминающее iPhone устройство из России, разработанное под руководством известного дизайнера Артемия Лебедева. Все новички обещают, прежде всего, заметное усовершенствование концепции управления.
РАЗНИЦА В СПОСОБЕ РЕАЛИЗАЦИИ
При сравнении списка общих характеристик большинство сотовых телефонов довольно схожи по своему оснащению. Помимо осуществления телефонных разговоров, они позволяют выходить в Internet, передавать сообщения SMS/MMS, обладают функциями календаря и адресной книги, а также предусматривают их синхронизацию с Outlook на ПК. Обычно у них имеются средства просмотра файлов в наиболее распространенных форматах Office, мобильный доступ к электронной почте и корпоративным данным. Все это в большей или меньшей степени обильно сдабривается мультимедийными функциями: фото/видео, просмотрщиками/проигрывателями и бессчетным множеством других более или менее полезных дополнительных индивидуальных функций.
Несомненно, для предприятий одним из ключевых приложений является электронная почта. Целостность журналов входящих писем обеспечивается, прежде всего, интеграцией в корпоративную электронную почту. Сотовый телефон должен служить дополнением к функциям просмотра и редактирования в центральном почтовом ящике. Другой важный момент — переадресация электронных писем. Пользователю не придется проверять поступление новых писем — они будут направлены на его телефон, причем со всеми вложениями. Воспрепятствовать переполнению памяти телефона должны различные критерии фильтрации пересылаемой почты: по отправителю, определенным ключевым словам и т.п.
То, что индивидуальные пользователи получают с помощью программного пакета для ПК, на предприятии реализуется посредством специального программного обеспечения для серверов, которое, к примеру, предлагают Nokia и RIM. В своем решении управления Intellisync Device Management компания Nokia давно сделала ставку на максимально широкую поддержку конечных устройств, в том числе и аппаратов Blackberry. Однако конкуренция усиливается, и поэтому, начиная с модели Е71, прилагаемое программное обеспечение предусматривает только поддержку устройств, соответствующих стандарту Microsoft ActiveSync. Для имеющихся реализаций Intellisync компания гарантировала постоянную поддержку на протяжении ближайших двух лет. Помимо этого, миграционные решения облегчают переход на другие мобильные инфраструктуры.
В качестве клиента модель Е71, как и ее младший брат Е66, поддерживает решение Nokia Intellisync Wireless Email, а также другие решения для электронной почты от производителей System Seven и Visto Mobile. Служба электронной почты Nokia подключается к Microsoft Exchange Server 2007 и использует его функции, в то время как RIM предлагает собственное серверное программное
обеспечение Blackberry Enterprise Server. Оно представлено в вариантах для Microsoft Exchange, IBM Lotus Domino или Novell Groupwise и обеспечивает большую гибкость при интеграции электронной почты.
Обеспечение защиты и целостности информации, передаваемой беспроводным путем, требует поддержки сквозного шифрования из конца в конец, к примеру, с помощью Advanced Encryption Standard (AES), Triple Data Encryption Standard (DES) или Secure Socket Layer (SSL). Для повышения степени защиты некоторые производители предлагают модули для шифрования S/MIME и PGP End-to-End. Открытие и обработка электронных вложений невозможны без поддержки соответствующих форматов. Традиционно это Microsoft Word и Excel, JPEG, BMP, TIFF и PDF.
СИНХРОНИЗАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ
Хорошему смартфону необходима полнофункциональная система управления контактами и событиями, причем локальной синхронизации с соответствующим приложением на ПК через соединение с помощью кабеля или Bluetooth оказывается недостаточно для ее эффективного корпоративного использования. Такая возможность должна быть доступна и в дороге — по сотовой сети или, что еще лучше, настраиваться в виде дополнительной службы (Push Service). Таким образом, информация о согласованных через секретариат встречах будет доставлена на мобильное устройство в режиме реального времени. То же самое касается и изменения контактной информации. На сотовый телефон должны поступать и приглашения на переговоры от парт-неров с обеспечением возможности их принятия или отклонения. Собственные пожелания об удобном времени встречи должны активироваться точно так же, в идеале — с уведомлением об их принятии/отклонении или о корректировке расписания со стороны партнера.
Системы мгновенного обмена сообщениями стали важной формой делового общения, поэтому от смартфона ждут поддержки как можно большего числа клиентов распространенных платформ, будь то Yahoo, Google Talk, Windows Live Messenger, AOL, ICQ, IBM Lotus Sametime, Microsoft Office Communicator или Novell GroupWise Messenger. Чтобы печать на небольшой клавиатуре не превратилась в мучения, устройство должно быть основательным и надежным. С другой стороны, процесс ввода текста ускоряют обычно с помощью разных логических помощников ввода. В то время как большинство устройств использует механизм Т9, известный по обычным сотовым телефонам, RIM разработала собственное решение Suretype, которое, как утверждается, быстрее обучается и приспосабливается к сложным выражениям деловой лексики. Конечно, лучшим выбором была бы интеграция инструмента для распознания голоса, такого как Dragon Naturally Speaking, но пока это невозможно технически. Тем не менее, в большинстве случаев предлагается голосовая активация набора номера.
Смартфоны — это маленькое техни-ческое чудо, но производители до сих пор фокусируются, скорее, на их оснащении, нежели на полезности. Многие разработчики обещают упростить управление в новейших поколениях устройств, однако об интеграции в корпоративные ИТ они думают пока слишком мало. В то же время актуальность таких вопросов, как соблюдение общекорпоративных директив для обеспечения соответствия законодательным требованиям (Compliance) и контроль доступа к сети (Network Access Control, NAC), становится все более очевидной.
Штефан Мучлер — ведущий корреспондент LANline.
© AWi Verlag