По утверждению Робина Герайсса, исполнительного вице-президента Nemertes Research, «Внедрение VoIP серьезно рассматривается практически всеми компаниями, с кем мне приходилось общаться». Правда количество продаваемых телекоммуникационных систем все еще почти вдвое превышает объем продаж оборудования VoIP, но это скорее позитивный фактор — хороший стимул для всех игроков рынка. Как замечает Штефан Мучлер в своей статье «Выгода благодаря интеграции», которую мы публикуем в этом номере журнала, на рынке VoIP еще достаточно простора для роста, что делает его привлекательным. По данным Dell'Oro, в III квартале 2006 г. рынок IP-телефонии вырос на 10% по сравнению с предыдущим, так что тенденция перехода на VoIP набирает силу.
Тем не менее именно традиционные УАТС до сих пор занимают доминирующее положение на рынке корпоративной телефонной связи. Многие из них уже не соответствуют современным требованиям в части предоставления дополнительных услуг, однако менять и модернизировать их зачастую невыгодно. Такая ситуация дает возможность неплохо заработать поставщикам добавочного оборудования для традиционных УАТС. О различных видах добавочных устройств рассказывается в статье Сергея Шаронина «О традициях, которые рано забывать».
Осознавая остальные преимущества VoIP, главным аргументом корпоративные пользователи по-прежнему считают экономию — как непосредственную, так и косвенную — за счет конвергенции сетей и оптимизации управления ими. Впрочем, доминирующим этот фактор является в случае проникновения технологии в новые сегменты рынка, такие, как мобильный VoIP. По данным исследования Aberdeen Group об использовании мобильных голосовых коммуникаций по IP, в успешных проектах удается сэкономить до 154 долларов в год на одного пользователя. Однако экономия имеет смысл только при удовлетворительном качестве связи. В случае же мобильной телефонии задача обеспечения качества VoIP оказывается еще сложнее. О соответствующих стандартах рассказывается в статье Альфреда Арнольда «Качество услуг при передаче голоса по беспроводной сети».
К какому сегменту рынка связи ни обратись — везде только и говорится о перспективах VoIP. Между тем ни сотовые операторы, ни традиционные технологии — DECT, например — не собираются отдавать без боя такой прибыльный кусок, как мобильная связь внутри офиса. Производители предлагают новые подходы, среди которых — микросотовые или даже пикосотовые базовые станции для установки внутри здания или технологии для реализации DECT поверх IP.
Скоро лишь сказка сказывается...