IP-телефония выходит из моды: с одной стороны, «правильнее» теперь говорить об IP-коммуникациях, с другой — технология стала привычной, как повседневная одежда. Да, согласно ноябрьскому отчету IDC WAN Manager Survey, большинство сотрудников европейских компаний по-прежнему делают звонки с помощью старой доброй телефонной связи, хоть ее аббревиатура — ТфОП — и звучит пренебрежительно, как плевок. А реальный уровень проникновения IP-телефонии на предприятиях остается невысоким — наиболее популярны IP-УАТС во Франции, но и там их доля не достигает одной трети. И тем не менее благодаря таким одноранговым сетям, как Skype и GoogleTalk, новыми возможностями теперь может воспользоваться каждый владелец компьютера с выходом в Internet. А быстро растущее число пользователей (у Skype оно перевалило за 100 млн) свидетельствует о широком признании IP-телефонии (хотя, конечно, формально правильнее было бы говорить об Internet-телефонии).
Skype, или аналогичная ей система, вполне способна превратиться в серьезный инструмент бизнеса. И даже несмотря на отсутствие в Skype такого необходимого инструментария, как централизованное управление, до 30% клиентов Skype, по данным Уилла Стофега, аналитика из IDC, используют сервис для деловых звонков (подробнее о применении Skype в корпоративной среде можно прочитать в статье А. Олищука «Skype в малом бизнесе»). Кроме того, целый ряд компаний, в частности BlueNote Networks, собираются разработать сходные решения для бизнеса. О том, насколько это «горячая» тема, свидетельствует, например, тот факт, что им без труда удается находить финансирование для расширения своей деятельности. Однако, наверное, главным подтверждением того, что IP-телефония стала массовым явлением, служит приход на этот рынок Microsoft.
Весьма показательным является отношение компании к конференции VoiceCon. В позапрошлом году Microsoft не принимала в ней участия, в прошлом она арендовала стенд, а в этом году Ануп Гупта, вице-президент Microsoft, сделал на ней ключевой доклад. Столь явный интерес может служить четким индикатором того, что этот бизнес сулит хорошие дивиденды. По оценкам специалистов компании, потенциальный рынок электронной почты, голоса и видео составляет 40 млрд долларов в год. Согласно приведенным А. Гуптом цифрам, официально Microsoft Office используют около 400 млн пользователей во всем мире, а «на решении их коммуникационных проблем можно сделать неплохие деньги». И в данном контексте Skype, весьма вероятно, ждет незавидная судьба Netscape (даже имена их созвучны). Впрочем, главной мишенью Microsoft является отнюдь не Skype, а рынок IP PBX. Посредством своих программных решений компания намерена придать ему большую динамику.
Не ограничиваясь IP-телефонией, Microsoft, как и другие рыночные игроки, собирается предложить единое интегрированное коммуникационное решение (см. подробнее статью С. Орлова «Унификация корпоративных коммуникаций»), реализация которого должна повысить продуктивность труда пользователей. Однако для этого решение должно быть таким же простым, дешевым и эффективным, как ICQ или Skype, а не таким неудобным и громоздким, как его предшественник Unified Messaging.