О понятии «сеть следующего по-коления» (Next Generation Network, NGN) дискуссий ведется больше, чем передается данных по таким сетям. Что же скрывается под этим названием? В зависимости от масштаба деятельности будущего оператора NGN, прежде всего, очевидно, различия касаются представления о составе и необходимых инвестициях в современную инфраструктуру передачи данных и голоса. Следуя определению Международного телекоммуникационного союза (International Telecommunication Union, ITU), большинство едино в отношении следующих характеристик нового типа сети:
- NGN представляет собой сеть на базе пакетов для транспортировки голоса и данных;
- сервисные функции работают вне зависимости от типа используемой технологии передачи;
- NGN поддерживает различные механизмы обеспечения классов услуг или «качества услуг» (Quality of Service, QoS) для разграничения чувствительных к временным задержкам пакетов данных, к примеру голосовых, и менее восприимчивых, к которым относятся, в частности, передача по FTP или электронная почта;
- NGN обладает открытыми интерфейсами, чем обеспечиваются взаимодействие и обмен между сетями различных сервисных провайдеров (голосовые межсоединения для коммутации телефонных разговоров, обмена с провайдером услуг Internet для передачи соответствующего трафика и, в случае необходимости, сопряжения операторов с сетями MPLS и проч.);
- NGN интегрирует мобильный трафик.
Как правило, платформы для передачи голоса и данных базируются в основном на разных инфраструктурах, что приводит к многократным издержкам на планирование, управление и аппаратное обеспечение, но прежде всего — на обслуживание. Так, классическая телефония до сих пор реализуется посредством телефонной коммутируемой сети общего пользования (Public Switched Telephone Network, PSTN), а трафик данных транспортируется по отдельным сетям передачи данных.
Вследствие исторических или географических причин большинство провайдеров не ограничивается использованием только одной платформы (см. Рисунок 1). Нередко параллельно эксплуатируются сети на базе технологии ретрансляции кадров (Frame Relay, FR), асинхронного режима передачи данных (Asynchronous Transfer Mode, АТМ), синхронной цифровой иерархии (Synchronous Digital Hierarchy, SDH), протокола Internet (Internet Protocol, IP) или многопротокольной коммутации меток (Multiprotocol Label Switching, MPLS). К ним добавляются различные местные стандарты, принятые в отдельных странах, а также специализированные платформы для крупных предприятий.
Сети MPLS, функционирующие между вторым и третьим уровнями (так называемые технологии уровня 2,5), давно уже оказывают определяющее влияние на рыночные тенденции, поскольку все чаще требуются конвергенция голоса и данных, назначение данным приоритетов, а также гибкие и легко масштабируемые сети IP.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО УРОВНЕЙ
Сети MPLS объединяют преимущества быстрой коммутации на втором уровне и гибкой IP-адресации на третьем. По сути, они соответствуют критериям NGN, поскольку на базе IP поддерживают сразу несколько классов услуг (обычно от трех до шести) и предлагают открытые интерфейсы. Их рассматривают в качестве некоего вида гибридной или интеграционной технологии для обеспечения совместного функционирования нескольких методов передачи данных — как в об-ласти доступа, так и на магистрали. Однако есть большая разница между тем, когда провайдер предоставляет услуги MPLS наряду с другими технологиями и когда он переводит всю свою инфраструктуру на IP в соответствии с требованиями NGN.
«Родная», т. е. сплошная или гомогенная, сеть IP обладает двумя полезными эффектами: количество различных параллельно используемых в ядре технологий снижается и одновременно иерархия магистрали становится более плоской (см. Рисунок 2), поскольку между отдельными уровнями необходимо проводить меньше трансформаций — как, к примеру, в случае MPLS поверх ATM. В результате достигается уменьшение сложности, что ведет к повышению производительности и снижению стоимости. Тем не менее многообразие в области подключения сохраняется, так что клиенты могут подсоединяться к магистрали самыми разными способами, включая Ethernet, frame relay, АТМ, DSL, радиорелейную и спутниковую связь, мобильные соединения или проч.
Крупные и «традиционные» операторы сталкиваются с наибольшими техническими трудностями: за более чем столетнюю историю телекоммуникационная отрасль постоянно пополнялась новыми технологиями, однако в большинстве случаев старые системы не отключались. До сих пор существуют компании, где используется такая устаревшая технология, как телетайп, причем их владельцы упорно не соглашаются отказаться от нее в пользу современных инструментов связи. Швейцарский оператор Swisscom лишь недавно выделил свой телетайпный бизнес в отдельную компанию, которая обслуживает всего 300 клиентов.
Появление телефаксов и аналоговых модемов также было вынужденным решением: цифровые данные (к примеру, отсканированное изображение документа) система преобразует в акустические сигналы и отправляет их по телефонной сети. Поскольку у большинства операторов в ядре сетей используются цифровые технологии, при передаче на дальние расстояния они снова преобразуют акустические сигналы в цифровые и т. д. Очевидно, что крупному оператору намного выгоднее консолидировать существующие системы на одной платформе. Причем главный принцип состоит в следующем: не пытаясь реализовать новые сервисы на базе старой архитектуры, операторы повсеместно вводят современную, масштабируемую инфраструктуру с защитой инвестиций, с помощью которой можно будет реализовать все существующие службы и которая изначально строится в расчете на поддержку будущих приложений. Согласно расчетам компании BT благодаря упрощению планирования, эксплуатации и обслуживания сетей в среднесрочном периоде этот оператор ожидает экономии до 1,5 млрд долларов в год.
Одновременно ускоряется и внедрение новых услуг, так как в будущем они будут разрабатываться и тестироваться на одной-единственной платформе, в результате чего пользователь заметно быстрее сможет получить новые или улучшенные предложения.
Заметное сокращение цикла разработки при глобальной клиентуре и проектах разработки по всему миру, включая партнерские соглашения с независимыми производителями, может быть разумно реализовано с экономической точки зрения лишь при наличии гомогенной и открытой для партнеров и клиентов платформы IP. Вследствие радикального сокращения многообразия интерфейсов между собственными сетевыми платформами и платформами партнеров и третьих производителей возможно добиться существенного повышения эффективности, а сроки разработки новых услуг снизить с сегодняшних полутора лет до полугода.
ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
Еще одним значительным преимуществом становится достижение нового уровня гибкости: в Великобритании, к примеру, ожидается принятие стандарта на широкополосное подключение, реализация которого позволит пользоваться самыми передовыми услугами. Тот, кому нужен лишь телефон, не заметит никаких изменений: традиционные аппараты можно будет подключать по-прежнему (с помощью адаптера). Но когда потребуется что-то дополнительное, то проблем не возникнет: к примеру, если в помещение, где до сих пор довольствовались единственным телефоном, въезжает компания, не мыслящая свою деятельность без локальной сети и нуждающаяся в надежном соединении со своим центральным офисом, ей достаточно будет заказать необходимые услуги через интерактивный портал. Через ту же розетку будет предоставляться требуемая пропускная способность с соответствующими функциями.
Получению перечисленных преимуществ препятствует необходимость огромных инвестиций. Начатый компаний ВТ проект сетей нового поколения под названием 21-st Century Network (21 CN) — сеть 21-го века — предусматривает инвестиции в размере 15 млрд евро в течение ближайших нескольких лет. Классическую телефонную сеть в Великобритании планируется полностью отключить к 2010 г., т. е. до этого понадобится завершить процесс миграции более чем 30 млн абонентских линий. Календарный план довольно амбициозен, однако стремительное отключение — шаг логичный: отдельная от голосовых платформ эксплуатация NGN (или наоборот) нерентабельна в среднесрочной перспективе. Ведь конвергенция затрагивает не только голос и данные — она охватывает и мобильные коммуникации. К последней наряду с сотовой телефонией (а в будущем еще и передачей голоса по IP) относится мобильная передача данных.
Миграция сети в направлении NGN — огромная проблема для оператора. В тех странах, где относительно немного сетевых узлов и многие международные компании уже пользуются технологией MPLS, издержки меньше. Так, во время проводимых в Великобритании преобразований BT при расширении сети MPLS собирается использовать опыт своего международного подразделения BT Global Services.
Миграция около 30 млн подключений PSTN в течение нескольких лет уже потому является серьезным шагом, что необходимо заменить большую часть аппаратного обеспечения. Поэтому ВТ заранее привлекла к процессу планирования поставщиков телекоммуникационного оборудования, а при организации тендера потенциальным поставщикам предоставлялась информация обо всем проекте, а не только о той части, которая их непосредственно касалась. Тем самым были созданы условия для выявления несоответствий и неувязок на как можно более ранней стадии проекта.
САМЫЙ КРУПНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЗАКУПКАМ
В результате почти двухлетних переговоров — речь все-таки идет о самом крупном проекте в истории компании — для «Сети 21-го века» были выбраны восемь основных поставщиков. При этом рассматривались пять областей: доступ, городские узлы, узлы магистральные (соединения между городскими узлами), логические узлы (логика управления и мониторинга услуг в сети) и передача (см. Рисунок 3). Насколько важен этот процесс для всей отрасли, можно видеть по тому, что некоторые производители стали снабжать свои продукты фразой «21 CN Proof», т. е. «Соответствует 21CN».
Рисунок 3. Стратегические домены в интерпретации компании BT в проекте «Сеть 21-го века». |
Собственно миграция означает гармонизацию многочисленных технических и региональных гетерогенных платформ с более чем 30 млн линий и несколькими десятками тысяч деловых клиентов и партнеров.
ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ ПРОЦЕССА МИГРАЦИИ
Весь процесс можно приблизительно разделить на четыре фазы. На первой отдельные службы, к примеру передача голоса, переводятся на уровень IP, чтобы во второй осуществить конвергенцию сетей передачи голоса и данных. После этого строится центральный уровень управления сетью, и, наконец, на четвертой фазе клиентам предоставляются новые функции и услуги.
Параллельно с магистралью необходимо развивать системный ландшафт и экспертизу. Так, работе с новейшими технологиями и оборудованием придется обучить десятки тысяч специалистов. Первые пилотные проекты с новой инфраструктурой прошли успешно, так же как и последующие тесты и миграция, первые из которых начались в 2006 г., а последние завершатся к 2009 г. Тогда-то и можно будет подвести итоги: запланированной экономии удастся достичь лишь после испытаний новой системы и отключения старых сетевых и управляющих платформ.
Ожидается, что особенно сложным этот процесс окажется на домашнем рынке оператора, потому что наряду с потребностями абонентов следует учитывать интересы многих партнеров, а также конкурентов: другие операторы, в том числе и городских сетей, провайдеры Internet и услуг также должны перестроить свой бизнес, чтобы суметь воспользоваться новой сетью. С этой целью ВТ объявила программу под названием Consult 21, чтобы с самого начала информировать всех заинтересованных о происходящих изменениях и давать консультации о необходимых преобразованиях.
ПЕРСПЕКТИВЫ: ОПЦИИ ДЛЯ ИНТЕГРАТОРОВ И ПРОВАЙДЕРОВ УСЛУГ
Помимо кардинальных перемен в области телефонии и предложений новых интерактивных услуг телекоммуникационный рынок изменится и на макроуровне. До сегодняшнего дня вся цепочка создания стоимости находилась в руках оператора, который, если понадобится, покупал лишь последнюю милю — локальный доступ. Это означает, что услуги, сеть, сбыт и техническая поддержка предоставлялись из одних рук. Благодаря введению сетей нового поколения быстро и гибко предлагать дополнительные услуги сможет не только сетевой оператор, небывалые доселе возможности получат и системные интеграторы, и провайдеры услуг ИТ.
В частности, они смогут предлагать по сети хостинговые услуги, например IP Centrex, решения обеспечения безопасности, платформы центров обработки вызовов, хостинг и хранилища и т. д. Небольшие нишевые производители смогут работать на международном рынке, а клиенты — собирать необходимые услуги по принципу конструктора, извлекая максимальную выгоду из новых технологий.
Хатем Имран - менеджер по продуктам в области виртуальных частных сетей в немецком отделении компании BT.
? AWi Verlag