Сантехник как пример для подражания для сисадмина? И тому и другому приходится прочищать засоры («расшивать узкие места»), менять прокладки при угрозе протечки (ставить заплаты для устранения дыр в системе безопасности) и т. д. На первый взгляд аналогия кажется слишком поверхностной и даже несколько унизительной для системного администратора (хоть нас и учили в детстве, что «все профессии нужны, все профессии важны»). Однако не сама ли компьютерная отрасль ИТ ставит своим идеалом и целью «коммунальные» вычисления?
Вдруг оказалось, что высоким технологиям надо выбираться из «ямы», да к тому же не простой, а силосной - так дословно переводится с английского термин «silo», которым обозначают типичный до сих пор подход, когда каждому приложению выделяются свои ресурсы, и другое приложение ими воспользоваться не может. Конечно, это выяснилось далеко не вдруг, просто до поры до времени все мирились с ситуацией «сапожник без сапог»: автоматизируя предоставление множества самых разнообразных услуг, ИТ сами по себе не рассматривались как услуга, и необходимые ресурсы нельзя было получить «по требованию» (разве что только большому начальнику).
Насущной задачей становится, таким об-разом, переход от разрозненных автономных островков вычислений к управлению ИТ как единым целым для предоставления даже не ресурсов, а бизнес-услуг. В техническом плане эта потребность выражается в тенденции к централизации, виртуализации и автоматизации ресурсов для предоставления их по запросу, а в организационном - во все большем распространении ITIL как методологии приведения ИТ-процессов в соответствие с текущими и прогнозируемыми потребностями бизнеса.
Управление сервисами ИТ согласно ITIL возможно лишь тогда, когда имеется точная информация о конфигурации.
В Gartner управление конфигурацией рассматривают как ключ к эффективному управлению ИТ: «наличие точных данных о конфигурации чрезвычайно важно, а их некорректность может иметь разрушительные последствия». По утверждению аналитиков, до 80% проблем с инфраструктурой возникают из-за отсутствия должного контроля за изменениями и непонимания их влияния на бизнес. Даже типовые, много раз успешно проводимые операции могут оказать отрицательное влияние на бизнес, если они проводятся в неподходящее время.
В результате едва ли не центральное значение приобретает управляющая база данных о конфигурации (Configuration Management Data Base, CMDB).
В соответствии с определением ITIL база данных CMDB содержит всю необходимую информацию о каждом элементе и о взаимосвязях между ними. Однако до сих пор нет даже общего мнения о том, какой должна быть CMDB - единой или составной («федеративной»), не говоря уже о стандартах.
В этой связи встает вопрос о том, а достижима ли вообще цель управления бизнес-процессами (Business Service Management, BSM)?
Как полагает Марк Стаблер, вице-президент по корпоративной стратегии BMC Software - одного из разработчиков CMDB, уже в ближайшие три-пять лет компании перестанут оценивать ИТ на основании времени отклика, поскольку главным критерием их эффективности станет полученная компанией прибыль за день. Впрочем, пресловутая «силосная яма», где оказались ИТ, может оказаться неплохой стартовой площадкой - еще одно из значений английского silo.