Aутсорсинг постепенно находит признание у российских компаний, в том числе если понимать его в узком смысле, т. е. как передачу инфраструктуры ИТ или ее части на внешнее обслуживание. По разным данным, от 50 до 70% российских компаний в том или ином виде прибегают к услугам аутсорсинга, а подразделения по оказанию соответствующих услуг имеются у многих крупнейших системных интеграторов. Впрочем, пока в России, как и во всем мире, наиболее активно развивается такой традиционный вид аутсорсинга, как передача заказа на разработку программного обеспечения сторонним компаниям. По оценкам ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт», объем внутрироссийского рынка составляет около 500—600 млн долларов, и, таким образом, он сопоставим с объемом заказов российским компаниям на оффшорное программирование в 425—500 млн долларов по прогнозам на 2003 г. Тем не менее может оказаться так, что наметившийся перелом в отношении заказчиков к аутсорсингу и реальное принятие этой идеи российским рынком несколько запоздали — остальной мир начинает постепенно в нем разочаровываться.
На пике своей популярности аутсорсинг удостоился даже чести рассматриваться как претендент на роль спасителя мира, причем отнюдь не мира ИТ как такового, а западной демократии в целом. Так, Брайан Беллендорф в своей статье «Как аутсорсинг спасет мир» видит в нем способ формирования среднего класса в развивающихся странах и привития тем самым этим странам либеральных ценностей. Однако в этом отношении надеждам, видимо, не суждено оправдаться. Несмотря на экономическую выгоду, развитым странам пришлось столкнуться с внутренним противодействием аутсорсингу вследствие потери рабочих мест собственными гражданами, а также возрастанием рисков в результате распространения аутсорсинга и на такие критически важные для бизнеса области, как обработка налоговой, финансовой и другой информации.
К тому же экономическая выгода аутсорсинга все чаще ставится под сомнение. Так, по данным опубликованного в ноябре прошлого года исследования агентства People 3, только 21,1% компаний удалось сократить затраты в результате аутсорсинга ИТ на 20% и более, между тем как 18,4% компаний не сократили свои затраты, а у 9,2% они и вовсе возрасли. Как отмечает эксперт этой компании Лили Мок, многие пренебрегают затратами на обслуживание контрактов на аутсорсинг (их заключение, контроль и т. п.), а они составляют в среднем 4,5% от суммы контракта. Как бы то ни было, достигаемая в соответствии с расхожим мнением экономия на уровне 40% на поверку оказалась мифом. А ведь именно стремление к оптимизации затрат стимулировало развитие аутсорсинга в годы кризиса в ИТ.
Согласно определению, аутсорсинг состоит в передаче предприятием на внешнее обслуживание не основных функций. Да вот ИТ к таковым отнести становится все труднее — как в этой связи не вспомнить постоянно повторяемую мантру о «все возрастающей роли ИТ в бизнесе»? Здесь кроется трудно разрешимое противоречие.