Мультисервисные сети завоевывают регионы.
У наших подписчиков со стажем это может вызвать некоторое удивление, поскольку три из четырех лет, что существует данная рубрика, мы последовательно освещали корпоративные проекты. Однако времена меняются, и грани между операторскими и корпоративными решениями стираются, причем как с точки зрения технологий, так и с точки зрения деятельности предприятий (по сути, большинство корпоративных сетей масштаба региона или города используется и для предоставления услуг другим организациям, т. е. как операторские сети). Соответственно меняются и акценты нашего журнала. Если всего два-три года назад операторов интересовали прежде всего решения для организации непосредственно каналов связи, то сегодня они все в большей степени ориентируются на сервисы. Им требуются сетевые решения, и мы, как журнал сетевых решений, не можем обойти вниманием соответствующие проекты. Новый подход, наметившийся в этом году, мы намерены развивать и в дальнейшем, причем корпоративные и операторские (провайдерские) проекты будут представлены в этой рубрике в равных пропорциях.
НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В СВЯЗИСТА...
Еще не так давно хорошим тоном в специализированной прессе было хвалить новаторство и гибкость так называемых альтернативных операторов и провайдеров, одновременно, что греха таить, злорадствуя, хотя бы и слегка, по поводу промахов и инертности традиционных операторов — региональных предприятий электросвязи, как их принято называть, — и потери ими монополизма. Однако, как мы уже заметили, все меняется; и сегодня, отчасти вследствие потери монополизма и в какой-то мере в результате критики, традиционные телекоммуникационные компании повсеместно реорганизуют свою инфраструктуру и бизнес. Более того, они явно намерены взять реванш за все волей-неволей упущенное время, и проекты модернизации их сетей, как правило, достаточно радикальной, представляются весьма и весьма интересными. В этом выпуске рубрики мы рассмотрим проект мультисервисной сети ОАО «Связьинформ» Самарской области.
ОАО «Связьинформ» является ведущим оператором как местной, так и междугородной и международной телефонной связи в регионе, предоставляет услуги по передаче данных, а также входит в число основных региональных провайдеров Internet. Следует отметить, что в регионах лидирующее положение и достаточно высокий статус еще не гарантируют успеха, скажем так, в финансовом плане. Во-первых, предоставление разнородных услуг (оказание которых обеспечивается различными сетями) влечет за собой задачу объединения их в рамках единой инфраструктуры. Во-вторых, ограниченная платежеспособность потенциальных клиентов и относительная (по сравнению с центром) неразвитость рынка требуют стимулирования спроса. Этого можно добиться, как известно, двумя путями — ценовой политикой и расширением предложения. Решение обеих основных задач заключается, что сегодня вполне очевидно, в построении единой мультисервисной сети, обеспечивающей общую платформу для всех существующих сервисов, а также для внедрения новых.
Проект построения мультисервисной сети ОАО «Связьинформ» Самарской области, исполнителем которого является компания IBS, стартовал во второй половине 1999 г. и предусматривал два этапа. Первый этап заключался в построении сети для обслуживания собственных информационных систем ОАО «Связьинформ» и создания базиса для организации единого регионального расчетного центра компании. Таким образом, сначала был заложен определенный управленческий фундамент для модернизации. Второй этап предусматривал введение мультисервисной сети в коммерческую эксплуатацию, в первую очередь с целью предоставления услуг по организации корпоративных сетей и подключения к Internet. Вполне естественно, что построение сети началось в центре региона, т. е. в Самаре.
К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Сеть ОАО «Связьинформ» состоит из шести магистральных узлов, причем все они размещены на территории районных АТС, за исключением одного, расположенного в Едином расчетном центре, где находятся информационные серверы системы и на основе собранной со всех отделений связи информации производятся учет оплаты услуг клиентами и оформление счетов. Магистральные узлы обслуживают шесть десятков локальных узлов в отделениях электросвязи и на площадках корпоративных клиентов.
Магистральные узлы базируются на мультисервисных коммутаторах Nortel Networks Passport 7480 и 6420. Устройства взаимодействуют между собой по одномодовым волоконно-оптическим каналам АТМ на 155 Мбит/с. На магистральные коммутаторы возлагается и задача передачи трафика корпоративной информационной системы ОАО «Связьинформ». Для объединения локальных сетей в них установлены маршрутизирующие модули с портами Ethernet. Локальные сети на АТС подключаются непосредственно к коммутаторам либо к другому магистральному коммутатору через существующую корпоративную сеть предприятия. Локальные сети отделений электросвязи подключаются к корпоративной сети по физическим линиям. В отделениях устанавливаются модемы DSL PairGain, подключаемые к концентраторам, а на магистральных узлах — модемные стойки, подключаемые к портам Ethernet маршрутизирующих модулей коммутаторов. Таким образом, информационные ресурсы всех городских узлов и отделений связи ОАО «Связьинформ» объединяются в единую корпоративную сеть, что обеспечивает централизованный оперативный доступ ко всей актуальной информации.
Локальные сети расчетного центра подключаются к магистральной сети (к одному из устройств Passport 7480) через коммутатор Bay Networks Centillion 50 по одномодовому волоконно-оптическому каналу ATM на 155 Мбит/с. Учитывая критическую важность этих ресурсов, они имеют и резервное подключение к узлу, где расположен второй коммутатор Passport 7480, также по каналу АТМ.
При предоставлении услуги построения корпоративных сетей в помещениях крупных заказчиков устанавливаются мультисервисные устройства доступа Passport 4450, применение которых позволяет обеспечить интегрированную передачу сжатого телефонного трафика и трафика данных. Подключение устройств Passport 4450 к магистральным узлам осуществляется по физическим линиям при помощи модемов DSL PairGain c интерфейсами V.35. Соответственно, в магистральных коммутаторах устанавливаются соответствующие интерфейсные модули, к которым также подключаются модемы PairGain. Разумеется, подключение клиентов может осуществляться и при помощи другого оборудования доступа, например FRAD, в зависимости от их возможностей и потребностей.
Передача телефонного трафика из корпоративных сетей клиентов в общедоступную телефонную сеть осуществляется по каналу E-1 через один из магистральных коммутаторов с модулем MVP. Этот же коммутатор обеспечивает доступ к магистральной сети по каналам городской сети SDH, а также выход на междугородные цифровые каналы (PDH, SDH), для чего он укомплектован интерфейсным модулем с поддержкой нескольких каналов E-1.
Для предоставления услуг доступа в Internet по коммутируемым телефонным каналам на одном из магистральных узлов установлен сервер доступа CVX 1800, подключенный к магистральному коммутатору через порт Ethernet. В текущей конфигурации сервер поддерживает 96 соединений, в дальнейшем их количество можно увеличить до 1000. Поскольку сервер доступа непосредственно подключен только к одной АТС, это ставит вопрос разгрузки межстанционных соединений. Пользователи Internet занимают линии надолго, а межстанционные соединения проектировались из расчета определенного среднего времени разговора. Для решения этой проблемы подключение к серверу доступа предполагается осуществить путем передачи потоков E-1 непосредственно по самой сети в прозрачном режиме сразу от нескольких цифровых АТС к коммутатору АТМ, к которому подключен сервер доступа. Межстанционные соединения, таким образом, не будут задействованы. Для организации прозрачных каналов используются ресурсы сети SDH, на тех участках, где они недоступны, используются ресурсы сети АТМ (сответствующие магистральные коммутаторы оснащены необходимыми модулями). При этом сигнализация конвертируется соответствующим образом. Управление сетью осуществляется из единого центра управления при помощи управляющего ПО Nortel, установленного на рабочей станции Sun.
Каждая из составляющих проекта приносит свою отдачу. Построение собственной корпоративной сети предприятия дает возможность повысить эффективность его работы, а повышение управляемости — как качество предоставляемых услуг, так и контроль за финансовыми потоками и использованием ресурсов предприятия.
В свою очередь, переход на новую мультисервисную платформу позволяет ОАО «Связьинформ» расширить спектр оказываемых услуг, в частности, за счет предоставления корпоративным клиентам высокоскоростного доступа в Internet и развития такой приобретающей все большую популярность услуги, как организация виртуальных частных сетей. Стоит также отметить, что реализованный подход к решению проблемы разгрузки межстанционных соединений от трафика Internet открывает также другие перспективы в области оптимизации работы городской телефонной сети. Таким образом, ОАО «Связьинформ» получило возможность не только предлагать новые услуги, но и повысить эффективность предоставления услуг традиционных.
Прогнозируя отдачу от реализации проекта, специалисты ОАО «Связьинформ» Самарской области предполагают, что уже до конца текущего года количество абонентов Internet должно увеличиться в два раза — до 3000 человек (довольно много по региональным меркам). Согласно сдержанным прогнозам, через пять лет услугами Internet будет пользоваться 1% от общего количества населения Самарской области, треть из которых будет обслуживать ОАО «Связьинформ». Но, в принципе, открывающиеся у предприятия возможности по стимулированию спроса должны ускорить развитие рынка телекоммуникационных услуг в регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется подчеркнуть еще раз один момент, тем более что он мог несколько поблекнуть на фоне ставшего уже привычным рассказа о преимуществах внедрения мультисервисных сетей. Перейдя на единую мультисервисную платформу, оператор повышает управляемость своей сети, причем управляемость не только с точки зрения мониторинга и администрирования, но и с точки зрения управления сетью как предприятием. Не стоит забывать, что мультисервисная сеть обслуживает не только абонентов, но и самого оператора, обеспечивая инфраструктуру для функционирования его собственной корпоративной сети, а также необходимую прозрачность для полного контроля за предоставлением услуг и использованием ресурсов сети. В бизнесе, где товар имеет характер не то чтобы нематериальный, но, по крайней мере, неосязаемый, это имеет большое значение. Внедрение передовых технических решений в операторских (и корпоративных тоже) сетях часто влечет за собой позитивные перемены в подходе к бизнесу, и это необходимо учитывать при оценке отдачи от проектов.
Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.
В двух словах: ОАО «Связьинформ»
ОАО «Связьинформ»
Самарской области
Факты. ОАО «Связьинформ» является ведущим телефонным оператором Самарской области, а также активно предлагает услуги по передаче данных и подключению к Internet. Предоставление услуг разного типа осуществлялось с помощью разнородных сетей, причем предприятию приходилось заниматься развитием и поддержкой каждой из них отдельно. Это снижало эффективность работы и затрудняло развитие бизнеса.
Задача. Перед ОАО «Связьинформ» встала задача объединения всех предоставляемых компанией сервисов в рамках единой платформы, так как это позволило бы как повысить эффективность работы, так и расширить список предоставляемых услуг. Параллельно компании требовалось решить задачу повышения эффективности работы сети с точки зрения управляемости самого бизнеса и контроля за использованием ресурсов сети.
Решение. Решением поставленных задач стало построение мультисервисной сети с волоконно-оптической магистралью АТМ на 155 Мбит/с. Точки доступа были подключены к магистрали по физическим линиям при помощи модемов DSL. Новая сеть позволила объединить телекоммуникационные ресурсы ОАО «Связьинформ», а также обеспечить полное покрытие территории города. Благодаря объединению информационных ресурсов предприятия удалось повысить эффективность работы с точки зрения управления и контроля. В результате реализации проекта открываются хорошие перспективы по расширению клиентской базы ОАО «Связьинформ» и повышению спроса на телекоммуникационные услуги в регионе в целом.
Вывод. Мультисервисные решения стали стандартом де-факто в операторских сетях. По сути все ведущие операторы модернизируют свои сети подобным образом. Стоит также отметить, что технологии xDSL хорошо зарекомендовали себя (особенно в регионах) не только как решение проблемы «последней мили», но и как решение для построения операторской инфраструктуры. Это позволяет уменьшить объем капиталовложений и одновременно сократить трудозатраты по реализации проектов за счет сокращения потребности в волоконно-оптических линиях и использования уже имеющейся медной инфраструктуры.