Сначала по Москве поползли слухи, что зима будет чрезвычайно холодной и температура, возможно, опустится до -300С и даже ниже. Затем в телевизионных прогнозах погоды ведущие стали как бы ненароком замечать, что «по утверждениям синоптиков, зима предстоит весьма холодная, так что следует запасаться теплой одеждой». (При этом тот довольно странный факт, что дикторы, сообщающие информацию из Гидрометцентра, ссылаются на каких-то еще «синоптиков», похоже, никого не удивил.) Затем эти сообщения стали сопровождаться небольшими рекламными объявлениями магазинов, торгующих шубами и дубленками, ну а потом наступила всем памятная рекламная вакханалия про «шубы и юбки...».

Трудно сказать, как появился слух о холодной зиме, был ли он специально запущен торговыми компаниями или оказался лишь благоприятным поводом для рекламной кампании, но в результате они сделали на своих шубах и дубленках неплохие деньги. Тем не менее, при всей эффектности и эффективности данной маркетинговой акции, ее организаторам далеко до тех, кто убедил почти весь мир в неотвратимости серьезных неприятностей и даже катастроф в связи с так называемой проблемой 2000 года.

НЕ ПРЯЧЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ

Сегодня уже очевидно, что скептики, не очень-то доверявшие прогнозам о грядущем компьютерном апокалипсисе, оказались правы. Ровным счетом ничего страшного не произошло. Конечно, в ряде случаев сбои компьютеров имели место, но назвать их серьезными просто не поворачивается язык. Изначально чисто технический вопрос с разрядностью хранения даты в компьютере был использован для маркетингового воздействия на население. Причем если сначала речь шла всего лишь о корыстных интересах производителей компьютеров, под шумок организовавших практически полную модернизацию парка ПК на Западе и заработавших на этом кучу денег, то затем к раздуванию истерии по поводу миллениума подключились компании, имеющие к компьютерам весьма отдаленное отношение. Обычным людям, которые мало что понимают в компьютерах, трудно объяснить, в чем состоит опасность неправильной интерпретации компьютером наступления 2000 года. А вот если заявить, что с двенадцатым ударом часов произойдет нечто ужасное: отключатся электричество, водоснабжение, телефонная связь, перестанет работать канализация и прочие технические достижения современной цивилизации, то обыватель непременно поймет, что надо срочно готовиться к концу света в прямом и переносном смысле.

Клюнули на все это в первую очередь американцы. Во-первых, конечно же вся эта кампания и была направлена преимущественно на них, ведь уровень благосостояния населения в США выше, чем в большинстве других стран. Кроме того, американский обыватель в основном воспринимает действительность такой, какой ее показывают с экрана телевизора. И если телевизор изо дня в день твердит о скором конце света, то необходимо бежать и запасаться продуктами, батарейками для фонариков и даже автономными источниками электропитания (см. по данному поводу интервью в этом номере LAN). Теперь большинство жертв рекламы не знает, что делать со всеми своими запасами, и клянет на чем свет стоит тех, кто все это придумал. Впрочем, если кто-нибудь придумает новый повод запугать полмира очередным апокалипсисом, то, скорее всего, результат окажется тем же самым...

Нам же, россиянам, остается лишь радоваться, что бедность нашей страны в данном случае оказалось не пороком, а скорее огромным преимуществом. Отсутствие денег на решение проблемы Y2K оказалось лучшим способом ее решения, сэкономив государству значительные средства.