Нынешнее награждение «Продуктов года» для нашего журнала юбилейное — уже пятое. За те четыре года, что прошли со времени выхода в свет самого первого номера LAN, сменилась даже не одна, а несколько эпох в развитии сетевых и телекоммуникационных технологий. Именно поэтому каждый раз, когда мне приходится писать колонку редактора, приуроченную к объявлению «Продуктов года», оказывается очень трудно удержаться от соблазна пуститься в пространные рассуждения о меняющихся временах, новых динамичных компаниях и героях вчерашних дней, т. е. обо всем, что на первый взгляд должно сопровождать смену эпох в отрасли. Однако, взглянув ради любопытства на список награжденных в том — 1995 — году, я понял, что вся эта риторика не имеет ничего общего с действительностью. Оказалось, что множество компаний, присутствовавших тогда в списках награжденных, благополучно перекочевало в июньский номер журнала LAN за 1999 год, причем их продукты оказались победителями практически в тех же номинациях!

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Novell, IBM, Compaq, Intel, Hewlett-Packard, Cisco, Fluke, Shiva (теперь, правда, в составе Intel) — вот имена, которые бросаются в глаза при просмотре списков награжденных как 1995, так и 1999 годов. Да, несмотря на невероятно быстрые темпы развития, компьютерная и телекоммуникационная отрасли (впрочем, это относится и к любому другому бизнесу) остаются достаточно консервативными. Технологии приходят и уходят, а те, кто делал погоду на рынке пять и даже больше лет назад, за редким исключением, продолжают прекрасно себя чувствовать и сегодня.

Как правило, крупные компании достаточно неповоротливы, и появление компании-выскочки, предлагающей революционные решения, иногда оказывается для них полной неожиданностью. Однако мелким компаниям недолго приходится наслаждаться завоеванными позициями. Как только выясняется, что рынок принял новую технологию, заржавевшие на первый взгляд шестеренки приходят в движение, и уже ничто не способно помешать компании с громким именем выйти в лидеры нового рынка и подмять под себя тех, кто еще недавно был первым. Чтобы не быть голословным, я сошлюсь на всем памятную историю с борьбой за рынок браузеров Web. Несмотря на то что она пока не закончена, ее исход представляется очевидным. Доля рынка Internet Explorer растет как на дрожжах, а вот Netscape, еще недавно бывшая несомненным лидером на рынке продуктов Internet, не только утратила свои позиции, но и потеряла самостоятельность, став частью AOL.

Последний факт, впрочем, является хорошей иллюстрацией той тенденции к укрупнению и поглощению крупными компаниями мелких (а то и достаточно больших), свидетелями которой мы являемся вот уже несколько лет. Ведь крупной компании нередко значительно проще выйти на незнакомый для нее, но очень перспективный рынок, приобретя его лидера, тем более что им обычно бывает небольшая, пусть и очень амбициозная компания. Кстати, присутствие в нынешних списках «Продуктов года» многих отраслевых гигантов обусловлено именно такими приобретениями. Достаточно вспомнить о Shiva — лидере на рынке серверов удаленного доступа... С другой стороны, спрос рождает предложение, и многие высокотехнологичные компании создаются сегодня на Западе именно с таким прицелом — разработать уникальную технологию, а затем подороже продаться.

Подводя итог, можно сказать, что нынешний список «Продуктов года» никаких особенных сенсаций с точки зрения появления новых имен не принес. Впрочем, может быть, оно и к лучшему, ведь профессионалам значительно проще иметь дело с давно знакомыми и предсказуемыми компаниями, чем привыкать не только к смене технологий, но и к смене поставщиков.