, в основном умозрительно, считая, что технология хоть и перспективна, но еще сыровата и далека от широкого распространения. Не секрет, что в наше время любая подающая надежды технология вряд ли может рассчитывать на успешное будущее, если она не нашла реального и эффективного воплощения "в железе" у ведущих производителей. Что ж, судя по обзору доступных сегодня на рынке решений (шлюзов IP-телефонии), который мы предлагаем вашему вниманию в этом номере LAN, IP-телефония уже имеет под собой весьма солидную базу.
ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ
Наличие большого выбора продуктов и быстрое развитие технологии ставят администратора информационной системы перед выбором: ждать появления более совершенных продуктов или попробовать использовать то, что предлагается сейчас. Решение этой дилеммы в большой степени зависит от характера задач, стоящих перед отделом ИТ.
Время использования IP-телефонии на уровне локальной сети, скорее всего, еще не пришло. В малых офисах проблемы телефонии сегодня решаются крайне просто - с помощью установки небольшой УАТС. Вряд ли на этом уровне сейчас актуально внедрение каких-то новых возможностей типа видеоконференций или компьютерной телефонии.
Но если компания имеет несколько помещений даже в пределах одного города, ей стоит задуматься об интеграции сетей телефонии и данных. Ведь, к примеру, если необходимо объединить сети филиалов с помощью выделенных линий, компании придется пожертвовать некоторым количеством имеющихся у нее телефонных номеров. А ведь их еще вполне можно задействовать для телефонных переговоров между офисами, так как передача данных редко загружает канал на все 100%.
Ну и конечно же наиболее ярким примером, который всегда приводят поставщики решений для IP-телефонии, является гипотетическая компания, офисы которой расположены в разных городах и, тем паче, в разных странах. В этом случае суммы, сэкономленные на междугородных и международных телефонных переговорах, могут оказаться весьма значительными.
Кроме того, не следует забывать, что практически все шлюзы IP-телефонии обеспечивают еще и возможность обмена факсами. Ведь даже когда пропускная способность канала передачи данных недостаточна для пересылки по ней еще и телефонного трафика, всегда остается возможность использовать его для передачи факсов. В этом случае работа в режиме реального времени необязательна (это существенно важно лишь при передаче голоса), а задержка в несколько минут вряд ли будет замечена.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Я вполне сознательно не заостряю внимания на чисто технических особенностях IP-телефонии. Если уж существуют решения, которые вполне сносно работают сегодня с каналами связи весьма ограниченной пропускной способности, то в обозримом будущем развитие технологии, с одной стороны, и рост пропускной способности каналов передачи данных (читай - каналов Internet), с другой, позволят значительно повысить качество работы средств IP-телефонии. Очевидно и то, что тенденция слияния сетей передачи данных и сетей связи, которая в последнее время проявляется все сильнее, совместно с развитием Internet как магистрали для передачи всех типов информации приведут к повсеместному использованию решений такого рода. В этой ситуации для администратора ИС важнее всего - вовремя принять решение об инвестициях в ту технологию, которая будет иметь успех уже в ближайшем будущем.
Кирилл Терлекчиев