Восстановление данных при аварии NetWare 4.x
Какими бы надежными не были серверы, все равно они рано или поздно ломаются. Особенно неприятно, когда теряются данные, ценность которых намного превышает стоимость программно-аппаратного обеспечения. Нередко такого рода ситуации возникают при выходе из строя жестких дисков, являющихся электронно-механическими устройствами, поэтому вероятность их поломки много выше, чем у других компонентов компьютерных систем. Следует также помнить, что и программное обеспечение может работать некорректно. Наконец, существуют вирусы и другие вредоносные программы.
Снизить риск потери информации можно множеством способов. Среди них главное место занимает резервное копирование данных на внешние носители. Особенно популярным является резервное копирование на магнитную ленту.
При выходе из строя сервера или его винчестеров информацию приходится восстанавливать с резервных копий. Операция эта не так тривиальна, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, процедура восстановления информации на сервере NetWare 4.x может оказаться значительно сложнее самого резервного копирования. Это вызвано тем, что основой основ сетей NetWare 4.x является служба каталогов NDS, представляющая собой распределенную и тиражируемую базу данных сетевых ресурсов. Помимо пользовательских файлов сервер NetWare 4.x содержит информацию, специфичную для данного конкретного сервера, в том числе сведения о копии (реплике) раздела NDS и о структуре сервера. Специфическая для сервера информация находится в следующих файлах:
- SERVDATA.NDS - данные о реплике NDS;
- DSMISC.LOG - "снимок" реплики NDS;
- VOLSINFO.TXT - имена томов и пространства имен на них;
- AUTOEXEC.NCF и STARTUP.NCF - информация о загружаемых драйверах, имени сервера, о сетевых привязках и др.
В общем случае восстановление информации невозможно без следующих резервных копий (их можно получить с помощью программы SBACKUP - эту же программу можно использовать для восстановления данных).
- Резервная копия файловой системы сервера, включая информацию, специфическую для сервера. Используемый агент - TSA410.NDS.
- Резервная копия NDS с расширенной схемой. Используемый агент -TSANDS.NLM.
Ниже мы рассмотрим различные типы отказов сервера и способы восстановления данных (согласно рекомендациям Novell).
Случай 1. отказ несистемного тома
Этот случай имеет место при выходе из строя винчестера, на котором расположен том. Если несистемный том расположен сразу на нескольких жестких дисках, то при поломке любого из них том будет полностью потерян.
При таком отказе сервер необходимо остановить, чтобы заменить сломанный диск. Затем сервер следует снова загрузить, и с помощью программы INSTALL создать раздел (partition) NetWare на диске. Далее с помощью программы INSTALL нужно создать том со старым именем, после чего данные можно восстанавливать с резервной копии тома (используя агент TSA410.NLM).
Случай 2. отказ тома SYS или всего сервера в многосерверной среде
Достаточно неприятный случай, требующий детального плана восстановления. Рассмотрим процедуру восстановления поэтапно.
- Прежде всего, вы должны восстановить на каком-либо другом сервере информацию, специфическую для отказавшего сервера (через TSA410.NDS). По умолчанию эта информация размещается в каталоге SYS:SYSTEM<имя отказавшего сервера в формате 8.3>. Т. е. если имя отказавшего сервера было MAIN-MARKETING, то каталог будет называться SYS:SYSTEMMAIN-MAR.KET. Этот каталог будет содержать файлы SERVDATA.NDS, DSMISC.LOG, VOLSINFO.TXT, AUTOEXEC.NCF и STARTUP.NCF.
- Если отказавший сервер содержал основную копию (master replica) раздела NDS, то с помощью утилиты PARTMGR.EXE или NDS Manager на рабочей станции данную копию необходимо перенести на другой сервер того же раздела (partition) NDS. Для этого вы можете воспользоваться информацией, содержащейся в файле DSMISC.LOG.
- Если отказавший сервер содержал неосновные копии других разделов NDS, то с помощью PARTMGR.EXE или NDS Manager отказавший сервер следует удалить из списков копий.
- После замены сервера или жесткого диска для тома SYS ОС NetWare необходимо переинсталлировать. При этом на этапе выбора места в дереве NDS вы должны указать опцию Restore NDS, а также местонахождение копии SERVDATA.NDS, в виде
/SYS:SYSTEM<имя отказавшего сервера в формате 8.3> ( - имя сервера, где находится информация, специфичная для отказавшего сервера). С этого момента NDS становится полностью работоспособна. - Используя файл VOLSINFO.TXT, потерянные тома следует заново создать на сервере и разместить на них необходимые пространства имен (предварительно на дисках должны быть созданы разделы NetWare - не путать с разделами NDS).
- Используя TSA410.NDS, процесс восстановления отказавших томов можно запустить, задействовав, например, программу SBACKUP. Восстановление следует начинать с тома SYS.
- Восстановление на сервере реплик разделов NDS осуществляется с помощью утилиты PARTMGR.EXE или NDS Manager. Информацию по репликам можно извлечь из файла DSMISC.LOG. В конце процедуры реплики NDS на сервере необходимо синхронизировать с помощью программы DSREPAIR.NLM.
Случай 3. отказ тома SYS или всего сервера в односерверной среде
Это одна из самых неприятных ситуаций в сети NetWare 4.x. Как известно, стихия NetWare 4.x (и NDS соответственно) - это многосерверная среда. В такой среде информация о сетевых ресурсах хранится в тиражируемых репликах NDS, тогда как файлы - в файловых системах. В односерверной среде при выходе сервера из строя теряется информация как об NDS, так и о файловой системе. При их восстановлении может нарушиться связь между файлами и объектами NDS.
В односерверной конфигурации помимо резервных копий для восстановления требуется знать некоторые исходные данные: имя сервера, полный контекст сервера в NDS, имя дерева NDS, пароль администратора NDS, имена и размеры томов, а также пространства имен, используемых для томов. Рассмотрим операцию восстановления по шагам.
- После замены сервера или диска для тома SYS ОС NetWare 4.x следует переинсталлировать, используя старое имя сервера и его контекст. В результате этого будет создано некоторое начальное состояние тома SYS.
- Восстановление NDS с помощью программы резервного
копирования SBACKUP или аналогичной, используя TSANDS.NLM.
- Восстановление потерянных томов, начиная с тома SYS и используя TSA410.NLM.
- После выполнения данных процедур с помощью утилиты DSREPAIR вам следует запустить программу ремонта (repair) NDS, чтобы восстановить все связи между файловой системой и NDS.
При отказе тома SYS на сервере в односерверной среде часто предпочтительнее восстановить не один этот том, а весь сервер, предварительно уничтожив все разделы NetWare на томах. Это позволит улучшить корректность восстановления исходной информации.
Некоторые рекомендации
Без системы резервного копирования вопрос восстановления информации отпадает сам собой - здесь остается только жалеть о потерянной информации или заново ее создавать. Кто не имеет средств резервного копирования, тот рискует потерять результаты многомесячного труда целого коллектива. Резервное копирование должно производиться регулярно, а не от случая к случаю. Только тогда резервные копии будут содержать последние версии файлов.
Прежде чем инсталлировать новые программы NetWare, их надежность желательно проверить в тестовой среде, соответствующей реально имеющейся в сети организации. Это, в большинстве случаев, позволяет выявить проблемы, связанные с работой программного обеспечения.
Хороший администратор должен продумать заранее детальный план восстановления информации на случай непредвиденных ситуаций примерно так же, как это делается в западных компаниях. Резервные копии следует держать в защищенных местах, желательно подальше от сетевого оборудования. Администратор должен хранить не только резервные копии, но и всю сопроводительную информацию (в печатном виде) о серверах сети, в частности имена, сетевые адреса, полные контексты серверов, имена их томов с размерами томов, пространства имен на томах, установленные на серверах драйверы и т. п. Для этого можно применять формы, прилагаемые к документации на ОС NetWare 4.x.
Нередко администраторы используют том SYS для очередей на печать, а для ускорения сервиса печати том SYS размещают сразу на нескольких дисках. Делать это ни в коем случае нельзя. При выходе из строя любого из дисков том SYS будет потерян, что значительно усложнит процесс восстановления данных. Очереди печати следует размещать на других, желательно специально созданных томах. В свою очередь, для увеличения надежности том SYS лучше всего размещать на двух дисках в зеркальной (mirror) или дублированной (dublicate) конфигурации. Тогда даже при выходе из строя одного диска система будет продолжать работать в нормальном режиме.
При поломке сервера (но не диска, содержащего том SYS) на новый сервер рекомендуется перенести диск с томом SYS (а также все работающие диски старого сервера). Все это справедливо и при модернизации (upgrade) аппаратных средств сервера, и при переходе на новый сервер. Том SYS (без очередей печати) используется не очень активно, поэтому даже диск с невысокой производительностью от старого сервера вполне подойдет для большинства применений.
Если предъявляются особо жесткие требования к надежности сервера, есть смысл установить конфигурацию SFT III. Это хорошее, проверенное временем решение, хотя и дорогостоящее. Но в случае высококритичных сред оно не имеет конкурентов.
Для аварийного восстановления информации (при отказе тома SYS или полном выходе из строя сервера) некоторые производители программ резервного копирования предлагают достаточно удобные утилиты. Например, Cheyenne (подразделение компании Computer Associates) выпускает предназначенный для быстрого и полного восстановления системы модуль Disaster Recovery для своей программы ARCserve. В этом случае вам не придется запоминать множество этапов восстановления. Программа сама автоматически создает и форматирует разделы жесткого диска, настраивает оборудование, восстанавливает сетевую ОС и всю информацию на момент последнего архивирования.
Константин Пьянзин,
koka@osp.ru.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вы можете поделиться своим опытом решения проблем, возникающих при работе в сети (возможно, очень полезным многим читателям в их повседневной работе). Наиболее интересные материалы будут опубликованы в ближайших номерах журнала LAN.
Присылайте ваши отклики по электронной почте: lan@osp.ru, или по факсу: (095) 253-9204.