Специально для читателей LAN.


УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ
ВМЕСТО ЗАКУСКИ
КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Я не понимаю. Мне постоянно приходится слышать, что сетевая отрасль входит в период стагнации. Конечно, многие компании сталкиваются с трудностями в достижении запланированных цифр. Это сваливают на Азию. Или на трудности распространения. Или на слияние компаний. Но сколь бы болезненно эти проблемы не сказывались на тех, кого они затрагивают, они имеют краткосрочный характер. Если оглянуться на 3-10 лет назад, то, что мы видим сейчас, будет казаться яркой точкой на экране радара. Вместо спада я вижу вспышку - нарастающий экономический момент, когда цены падают до такого уровня, что это ведет к формированию массового спроса. Вот пример из мира техники: настоящий бум наступил, когда цены на велосипеды стали такими, что практически любой китаец мог позволить себе купить велосипед. И этот бум позволил не только продать сотни миллионов велосипедов и миллиарды запасных частей к ним, но и подстегнул экономическую активность в смежных областях вследствие того, что население получило средства передвижения.

УМЕЙ ВЕРТЕТЬСЯ

Так где же сетевой отрасли взять свой велосипед? Как насчет ПК? В США около 91 млн семей, и около половины из них имеет по крайней мере один компьютер. Моя семья имеет четыре (и это при том, что моим двоим малышам нет еще и семи). Теперь подумаем вот о чем. В рождественскую распродажу ПК продавались по цене менее 1000 долларов - причем достаточно мощные машины стоили менее 800 долларов. А низкие цены и возросшая производительность должны привести к их широкому распространению.

Как я могу быть уверен, что цены будут продолжать снижаться? Я отвечу двумя словами: рисковый капитал. Крупнейшие вливания рискового капитала приходятся на рынок сетей и приложений. А рисковый капитал гарантирует острую конкуренцию вкупе с новаторскими решениями и низкими ценами.

Развитие коммуникаций ведет к образованию избытка пропускной способности в магистральных сетях операторов связи. И он продолжает возрастать благодаря мультиплексорам с уплотнением по длине волны, с помощью которых пропускную способность кабеля можно увеличить на порядок. То же происходит в корпоративных сетях с появлением маршрутизующих коммутаторов и гигабитных каналов.

А как насчет скудных узких каналов между корпоративными сетями и их провайдерами Internet? Эти пробки на последней миле вот-вот должны быть ликвидированы. Доступ к Internet - это многомиллиардный рынок, и конкуренция между технологиями идет самая жесткая. У нас уже есть целая "АБВГДейка" для цифровой абонентской линии (Digital Subscriber Line, DSL) - A, C, H, I, S, V и X (помимо прочих). Еще есть кабельные модемы и 56К, а на повестке дня стоят цифровые широковещательные и T-1 модемы. Даже ISDN наконец-то нашла спрос.

ВМЕСТО ЗАКУСКИ

Конкуренция в области услуг стала не менее жесткой после того, как рынок стал свободен для всех. Например, у нас в Бостоне RCN продает локальную и дальнюю связь вместе с кабельным и Internet-доступом, так что Bell Atlantic приходится пошевеливаться. И это далеко не единичный факт.

А когда есть конкуренция, сетевая отрасль развивается как на дрожжах.

По иронии судьбы ее развитие подстегивается не пользователями с мощными ПК, а многочисленными технофобами из числа ваших родственников и соседей. Что заставляет их преодолевать свои страхи? Еще больший страх - остаться в стороне.

Подумайте вот о чем: Internet может предложить что-то всем и каждому. Электронная почта, видеоконференции и Internet-телефония - отличный способ поддерживать связь между разбросанными по миру родственниками и друзьями. А купить через Web проще, чем стоять в пробках на пути к супермаркету.

Не убеждены? За январь оборот электронной коммерции в Internet составил 1 млрд долларов.

КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Какое все это имеет отношение к корпоративным сетям? Поворотные моменты - это время величайшей неопределенности. Всегда есть вероятность, что вы не угонитесь за новой технологией.

Сегодня это весьма реальный риск. Например, переход от 300 бод до 28,8 Кбит/с занял целых 30 лет, но всего лишь два года прошло между появлением технологий на 28,8 и 56 Кбит/с. Срок жизни Ethernet составил 10 лет, Fast Ethernet - 3, а мы уже имеем Gigabit Ethernet. Производительность продвижения пакетов на третьем уровне находилась в районе несколько тысяч пакетов в секунду на продолжении пяти лет; вдруг мы получили устройства с производительностью 10 млн пакетов в секунду. Сети Intranet застали системных администраторов врасплох. Никто по-настоящему не готов к IP следующего поколения с потоковыми аудио и видео.

Но если все меняется так быстро, что невозможно угнаться за изменениями, то что же делать специалистам по сетям? У них нет времени на настройку, доводку и оптимизацию. Единственное здравое решение - построить все заново. Оно дает отделам ИС и рабочим группам шанс реализовать приложения, с помощью которых компания сможет оставаться конкурентоспособной. И это единственный способ хоть сколько-нибудь подготовиться к неожиданностям.

Во всем этом есть и положительная сторона. Цена на коммутаторы и адаптеры следующего поколения, а также на пропускную способность глобальных сетей будет продолжать снижаться при одновременном росте их эффективности. Обработка коммутаторами пакетов на втором и третьем уровнях - прекрасный тому пример. Они способны интенсифицировать производительность без чрезмерных финансовых затрат. По существу они представляют собой дешевую страховку от дефицита пропускной способности.

Кроме того, производители сетевого оборудования предлагают высокопроизводительные устройства по таким ценам, что предусмотрительные сетевые инженеры могут строить сети со значительным запасом мощности и ресурсов. Так что укрепите вашу сеть прямо сейчас. Когда звезда новой технологии вспыхнет, вы будете к этому готовы.


Николас Дж. Липпис III - президент и учредитель корпорации Strategic Networks Consulting, занимающейся консультированием по всем вопросам компьютерных сетей. Липпис - всемирно признанный авторитет в области архитектуры, реализации и управления объединенными корпоративными сетями. Он консультировал многие фирмы из числа Global 1000, в частности Barclays Bank, Shering-Plough Research Institute, Hughes and Liberty Mutual, по вопросам организации корпоративной сети. Кроме того, в качестве одного из редакторов он ведет колонку в журнале Data Communications. Липпис входит в состав организационного комитета крупнейшей международной торговой выставки NetWorld+Interop. С ним можно связаться через Internet по адресу: nlippis@snci.com.