И вовсе не потому, что никто не верил в достоинства ATM. Просто в то время подобные возможности были мало актуальны, а сети передачи данных и сети связи существовали в почти параллельных (то бишь практически не имевших точек пересечения) мирах.
С тех пор ситуация изменилась коренным образом. Революция Internet показала, что этап развития компьютерных сетей, связанный исключительно с передачей данных, окончен. Пользователи уже почти привыкли к Web-страницам, оформленным с помощью видео- и аудиоклипов. А корпорации, для которых самая главная проблема из области информационных технологий - это сэкономить деньги на коммуникациях, всерьез задумываются над тем, например, как объединить существующие сети передачи данных и телефонию в единую инфраструктуру.
ВРЕМЯ ОБЪЕДИНЯТЬ
Тема эта весьма популярна в последнее время. Ведь телефонная и компьютерные сети предприятия обычно не пересекаются и требуют отдельных затрат на оплату телефонных переговоров, а также аренду каналов связи для организации глобальной сети. Здравый смысл подсказывает, что если большинство провайдеров предо-ставляют и те и другие услуги (передачи данных и телефонии), а время аналоговых телефонов безвозвратно уходит, то, по-видимому, будущее за цифровыми каналами связи, обеспечивающими передачу данных и голоса, а также видео и всей остальной информации (включая охранную и пожарную сигнализации). Кроме того, все настойчивей звучат голоса тех, кто предсказывает скорую смерть телефонного аппарата ввиду развития технологий компьютерной телефонии, позволяющей передать его функции компьютеру. Да и будущее офисных АТС не кажется столь радужным - ведь ее функции может взять на себя выделенный телефонный сервер в сети (кстати, эту тему мы планируем более подробно развить в следующем номере LAN).
На практике, однако, все несколько сложнее, ведь технологии мультиплексирования или уплотнения канала, позволяющие провайдерам с легкостью выделять по желанию заказчика канал для телефонии или данных, а также высокоскоростные технологии, работающие на волоконно-оптическом кабеле, - это все-таки прерогатива телекоммуникационных ком-паний. Обычному предприятию нужно что-нибудь попроще и подешевле, чтобы без особенных затрат "загнать" весь свой трафик (данные, голос и все остальное) в уже существующие каналы, которые раньше служили лишь для объединения нескольких локальных сетей.
ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ
Вопрос о выборе сетевой технологии, позволяющей решить поставленную задачу, не имеет очевидного ответа. И хотя ATM, как уже было сказано вначале, опередил свое время, предложив решение задачи, которую никто не ставил, он не получил преимущества перед другими технологиями сейчас, когда вышеупомянутая задача встала с особенной остротой. Не менее интересным вариантом ныне считается frame relay, чуть было не списанный со счетов ввиду бесперспективности. Кроме того, широкое распространение протокола TCP/IP подвигнуло ряд производителей подойти к проблеме с несколько иной стороны и, абстрагировавшись от сетевого уровня, начать передавать, к примеру, голос поверх IP.
Как сориентироваться в предлагаемых рынком альтернативах? Мы постараемся разобраться в этом вопросе, продолжив обсуждение данной темы и в следующих номерах нашего журнала.