ПОЛЕЗНОЕ МЕНЮ
В круг моих обязанностей, как специалиста по сетям, входят обслуживание и поддержка работоспособности сетевой системы, в том числе изменение конфигурации файловых серверов. При этом непременным условием является сохранение работоспособности сети.
Хотя для управления NetWare 3.x, 4.11 и серверами IntranetWare 4.11 мною используется Novell ManageWise 2.1, иногда, чтобы получить с серверов информацию о конфигурации, я предпочитаю работать с CONFIG.NLM. Для этого я создал простое меню, которое назвал Good4you, и поместил сценарий меню в каталог SYS:DIR4MENU каждого файлового сервера.
Ниже приводится текст GOOD4YOU.SRC:
MENU 01, Good For You {} ITEM Remote Access File Server {PAUSE} EXEC RCONSOLE ITEM View/Print CONFIG.TXT {PAUSE} EXEC EDIT F:SYSTEMCONFIG.TXT ITEM Maintain File/Directory {PAUSE} EXEC FILER ITEM Antivirus Scan {PAUSE} EXEC C:MCAFEESCAN /ADN /CLEAN /DEL ITEM Change Password {PAUSE} EXEC SETPASS ITEM Exit {PAUSE} EXEC EXIT
Теперь я поясню опции меню Good4you.
Remote access file server. После запуска Rconsole вы можете выбрать файловый сервер, обслуживанием которого намереваетесь заняться. В командной строке консоли наберите LOAD CONFIG. Вы можете добавить любые необходимые ключи, к примеру /ADS. Более подробную информацию можно найти в CONFG7.TXT (см. ниже).
Обратите внимание на различие между утилитой NetWare Config и CONFIG.NLM. Утилита Config предлагает вам лишь некоторые данные о файловом сервере, а CONFIG.NLM собирает более подробную информацию, включая конкретное содержание файлов AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS данного сервера. Например, NLM определяет текущую конфигурацию сервера, в том числе такие данные, как файл NCF, список модулей и список "заплаток".
С помощью CONFIG.NLM вы можете легко и быстро просмотреть информацию, касающуюся файлового сервера. Если у вас нет CONFIG.NLM, то попробуйте загрузить предлагаемый бесплатно на Web-узле Novell (www.novell.com) CONFG7.EXE. Распаковав CONFG7.EXE, вы найдете более детальную информацию в CONFG7.TXT.
Разумеется, после запуска Rconsole использовать можно любую команду, допустимую на этом этапе: INSTALL, LOAD VREPAIR или LOAD DSREPAIR, LOAD MONITOR или LOAD SERVMAN, LOAD INETCFG, SET PARAMETERS и т. д.
View/print CONFG7.TXT. Обычно я просматриваю файлы CONFG7.TXT, содержащие информацию о текущей конфигурации каждого файлового сервера, два раза в день. Я еженедельно распечатываю файлы CONFG7.TXT и сохраняю эти отчеты для справки.
Maintain file/directory. Эта опция меню запускает мощную утилиту Filer, с помощью которой вы можете создавать, изменять, удалять и просматривать файлы и каталоги на сервере. Данная утилита позволяет получить информацию по тому и изменить права на конкретные файлы и каталоги. Обычно мне приходится делать это ежедневно.
Antivirus scan. Хотя на каждой сетевой рабочей станции я использую антивирусное программное обеспечение компании McAfee и загружаю на серверы LANDesk Virus Protect NLM компании Intel, иногда мне требуется запустить программу Scan компании McAfee со своей рабочей станции для проверки всех томов на сервере. Для этого и служит данная опция.
Change password. Эта опция позволяет повысить защищенность системы, поскольку благодаря ей вы можете быстро изменить пароль администратора, что следует делать регулярно.
Exit. Выход в DOS.
Самое лучшее качество Good4you - это его гибкость; вы можете изменить сценарий и включить в него наиболее часто используемые утилиты NetWare. Более подробную информацию о применении утилит NetWare, таких как Servman, Monitor и т. п. вы найдете в руководстве по NetWare.
Лиангвей Ян, Master CNE, консультант по сетям и компьютерам, 71411.1667@compuserve.com.ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ ПРОЦЕССОР
После замены версии NetWare 3.12 на 4.11, я обратил внимание на то, что уровень загруженности процессора сервера составляет практически 100%. Когда я работал с версией 3.12, установленной на моем старом Pentium, уровень загруженности процессора редко превышал 30%, а после модернизации до 4.11 загруженность процессора значительно возросла. Учитывая, что системная нагрузка не изменилась и что я модернизировал систему, установив процессор Pentium/200 МГц и шину PCI (в результате чего производительность старой системы NetWare возросла в три раза), я начал беспокоиться. Недавно уровень загруженности процессора достиг-таки 100%, в результате чего серверы печати "отвалились" от сервера. Когда это произошло, я запаниковал.
Чтобы выяснить, в чем же тут дело, я воспользовался Monitor операционной системы NetWare. В разделе Processor Utilization в меню Monitor я обнаружил строку "IPXRTR: NCP Work To Do", из которой понял, кто так расходует ресурсы процессора. На узле Web компании Novell мною был найден документ, описывающий, как решать проблемы с высокой загруженностью процессора. В частности, там упоминалось о необходимости избегать сканирования очередей на печать в режиме bindery.
Как только я закончил чтение этого документа, буквально тут же позвонил пользователь, заявивший, что работа его ПК периодически замедляется. Системный монитор Windows 95 показал, что с этими задержками совпадал по времени резкий рост числа IPX-пакетов. Запустив старый добрый Novell LANalyzer (пакет инструментальных средств для сбора и анализа информации), я смог взглянуть на эти пакеты.
Как вы думаете, что это были за пакеты? ПК позвонившего пользователя сканировал каждую очередь печати на сервере в режиме bindery. С помощью фильтра LANalyzer я нашел еще четыре ПК, которые делали то же самое. Теперь встал вопрос, какое программное обеспечение инициирует подобные задания.
LANalyzer дал подсказку: какое-то приложение постоянно пыталось открыть файл LOGINHP_PRINTJETSET.INI. Эврика! Похоже, это нечто от Hewlett-Packard. Небольшое детективное расследование показало, что JETSET.INI входит в состав инструментария Jetadmin компании HP.
К сожалению, пострадавшие пользователи не знали, как на их ПК появился Jetadmin, и, что еще хуже, установленная версия не имела утилиты Uninstall. Удаление вручную подозрительных файлов .EXE и .DLL вылилось в утомительный сеанс работы с редактором реестра Regedit, который я был вынужден использовать, чтобы исключить все ссылки на удаленные файлы.
К счастью, поставив последнюю версию Jetadmin, а затем запустив Uninstall, я смог прекратить сканирование очередей. На всякий случай я также вручную удалил HPNETSRV.DLL из каталога C:WINDOWSSYSTEM. Этот файл, похоже, входил в состав той самой сомнительной версии Jetadmin, но не был удален новой версией. Я подозреваю, что виновником был драйвер для HP Laserjet5Si, поскольку он единственный присутствовал на всех "пострадавших" ПК. После удаления Jetadmin уровень загруженности процессора моего сервера снизился до 20-40 %.
Кен Корнетет, Kimball Electronics, kcornet@kimball.com.PING - ЭТО ВЕЩЬ
Я хотел бы дать совет читателям, которым необходимо установить соответствие между пользователями NetWare и их IP- и MAC-адресами. В предлагаемом примере мною использовался компьютер с Windows NT в сети NetWare 4.x на базе Token Ring. Однако вы можете сами получить аналогичные результаты в среде с Windows 95, Windows 3.1, Ethernet и NetWare (до версии 4.x).
Вначале я произвел ping IP-адреса пользователя (в данном примере это адрес 1.2.3.4). На экране должно появиться примерно следующее:
Pinging 1.2.3.4 with 32 bytes of data: Reply from 1.2.3.4: bytes=32 time<10ms TTL=128 Reply from 1.2.3.4: bytes=32 time<10ms TTL=128 Reply from 1.2.3.4: bytes=32 time<10ms TTL=128 Reply from 1.2.3.4: bytes=32 time<10ms TTL=128
Затем я использовал команду ARP с ключом -a, чтобы получить аппаратный (MAC) адрес пользователя. На экране должно появиться:
Interface: 4.3.2.1 on Interface 2 Internet Address Physical Address Type 1.2.3.4 00-11-22-33-44-55 dynamic
Наконец, я использовал команды NLIST в NetWare и FIND в DOS для поиска пользователя по аппаратному адресу. Если MAC-адрес содержал буквы, я набирал их все прописными.
nlist user /a | find "001122334455"
На экране должно появиться:
username [0001][001122334455]
Username и будет идентификатором интересующего вас пользователя NetWare, "0001" - номер IPX-сети, к которой пользователь подключен, а "001122334455" - адрес узла.
Джон Кристоф, сетевой инженер Hewitt Associates, jtkristo@hewitt.com.СООБЩЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ
Internet Explorer и Lotus Notes
Если вы используете Microsoft Internet Explorer 3.02 для связи с сервером Lotus Notes 4.6, соединение может прерваться из-за тайм-аута при попытке передать форму из браузера на сервер. Чтобы исправить эту ошибку, представители Lotus советуют открыть на сервере документ NAMES.NSF и изменить параметр Maximum requests over a single connection ("Максимальное число запросов по одному соединению") с 5 на 1. Представители компании сообщили, что в новой версии Internet Explorer 4.0 эта ошибка не возникает.
Novell Webserver
При первом подключении клиента Web к Novell Webserver, вы, возможно, обнаружите, что сервер реагирует очень медленно. После первого соединения, однако, все другие запросы выполняются без задержки. По словам представителей Novell, причина этой ошибки в некорректной конфигурации или клиента DNS, или клиента NIS на сервере IntranetWare. Чтобы исправить ошибку, представители компании советуют убедиться в наличии записи о локальном домене, а также о сервере имен на случай запроса к файлу конфигурации от клиента DNS, SYS:ETCRESOLV.CFG. Кроме того, убедитесь, что IP Address сервера имен указывает на нужный IP-адрес сервера DNS. Лучше всего, если сервер DNS будет расположен в том же сегменте локальной сети.
Microsoft SNA Server
Service Pack 2 для SNA Server 3.0 компании Microsoft можно получить по адресу: ftp://ftp.microsoft.com/bussys/winnt/snapublic/fixes/sna30/ussp2/. В нем исправлены все ошибки, обнаруженные с момента выпуска SNA Server 3.0, также в него включены все файлы для платформ Intel и Alpha компании DEC.
Однако поддержка платформ MIPS и PowerPC была прекращена. Полный список исправленных ошибок можно найти в документации на сервисный пакет. Microsoft предупреждает, что эти исправления касаются только версии SNA 3.0.