Современные компьютерные технологии позволяют существенно снизить затраты на международные/междугородные переговоры по телефону. Самый дешевый вариант связи — компьютерная телефония: речь пользователей преобразуется в пакеты данных, которые пересылаются с одного ПК на другой через Интернет. Но для использования этой технологии требуется соблюдение целого ряда условий. Во-первых, абонент должен иметь в своем распоряжении компьютер, оснащенный звуковой платой, микрофоном, динамиками или наушниками. Во-вторых, необходимо наличие специального ПО (например, NetMeeting или Odigo), причем требуется, чтобы программы, установленные на «общающихся» ПК, были одинаковыми или совместимыми. Если IP-адрес вызываемого ПК — постоянный, его набирают вместо телефонного номера в специальном окне. В противном случае связаться с каким-либо абонентом можно лишь в то время, когда он подключен к серверу, обеспечивающему его доступность для других пользователей конкретной программы (например, для ПО Odigo это сервер odigo.com).
Дозвониться до провайдера бывает непросто, и серверы типа odigo.com часто перегружены. Ясно, что такой способ связи не способен служить адекватной заменой телефону, хотя и предоставляет гораздо более широкий спектр возможностей. Это обмен файлами и текстовый режим общения, разговор сразу нескольких собеседников и совместное использование приложений, голосовая почта и вызов с Web-страницы, передача изображения с видеокамер и др.
По-настоящему широкое распространение Интернет-телефония получила только с появлением телефонных серверов (VocalTec Telephony Gateway, VTG) — программно-аппаратных комплексов, выполняющих функции шлюза между местными телефонными сетями и Интернетом. Начали быстро развиваться сети провайдеров Интернет-телефонии на базе шлюзов Vocaltec, Cisco, Ericsson, и возможность пользоваться их услугами получили даже абоненты, не имеющие компьютера. Теперь стали реальностью звонки не только с одного ПК на другой, но и с компьютера на телефон, с телефона на компьютер и с телефона на телефон. Последние три схемы, в которых участвует посредник — оператор, обслуживающий телефонный сервер, принято относить к IP-телефонии (см. врезку «Что такое IP-телефония»).
Популярность IP-телефонии растет небывалыми темпами, поскольку по стоимости и простоте использования она занимает нишу между дорогой и общедоступной традиционной телефонией и дешевой, но сложной в эксплуатации компьютерной. По оценке компании «Комптек Интернэшнл», объем международных переговоров VoIP в России составляет 30 млн мин./мес. (это примерно 30% трафика крупнейшего международного оператора — «Ростелекома»). У крупных операторов в 2000 г. месячный объем трафика VoIP достигал 1,9 млн мин. Число операторов, получивших лицензии Министерства по связи и информатизации на предоставление услуг телематических служб, исчисляется уже несколькими сотнями. Однако количество клиентов растет не так быстро: основная масса потенциальных пользователей услуги просто не знает о ее существовании.
Привлекательность VoIP обусловлена в основном низкими ценами. И если оператор решит направить значительные средства на проведение маркетинговых мероприятий, это преимущество может быть утрачено. Например, на радиоканале «Европа плюс» нередко звучит реклама услуг фирмы «Тарио», чьи базовые тарифы почти в два раза выше, чем у большинства конкурентов. Поэтому популяризацией IP-телефонии занимаются в основном поставщики соответствующего оборудования (CompTek), а также объединения производителей и провайдеров (рабочая группа в составе Ассоциации документальной электросвязи).
При оценке работы оператора немаловажным показателем является активность сотрудничества с другими провайдерами (для клиентов она означает, как правило, возможность позвонить в большее число городов). Сеть «Ринотел», например, строится фирмой «Ар-Джи-Си» (Rhinocerus Global Communications, RGC) вместе с компаниями ITXC, «Глобал Один», Plug Communications, SNC, «Комптек Интернэшнл», «Ситилайн» и «Альфа-Телеком». Ее магистральные узлы располагаются в Германии, США и России. Операторы, даже имеющие собственные сети, обычно арендуют каналы передачи данных и узлы связи у более крупных фирм, которые не работают с клиентами напрямую (таких, как «Глобал Один» и «Совинтел»). Для выхода в зарубежные сети заключаются соглашения с международными операторами. У «Ар-Джи-Си» есть договоры с Teleglobe и EUNET, у «Демос-Интернет» — с Worldcom International. «НПФ Мастак», работающая под торговой маркой «Ситек», располагает шлюзами к сетям Sonera, Teleglobe, C&W и AT&T. Большинство операторов предлагают связь с любой точкой мира («Корпорация О.С.С.», «Элвис-Телеком», «МТУ-Интел» и др.), но некоторые различия в зонах охвата все же существуют. Например, компания ММТ, которая не так давно начала предоставлять услуги IP-телефонии, пока организовала связь только с 12 странами мира и двумя десятками российских городов. При выборе оператора в первую очередь следует найти тех, кто осуществляет связь с нужным городом, а лишь затем определить, кто из них предлагает качественные услуги по приемлемой цене.
Обычно оператор использует несколько тарифных планов, предоставляет скидки на звонки в ночное время, в выходные дни и при звонке с компьютера на телефон, а также дополнительные услуги. Иногда указанный им тариф является окончательным только для физических лиц; расценки для предприятий либо обсуждаются с менеджерами в каждом конкретном случае, либо как минимум увеличиваются на сумму НДС (такой подход практикует, например, «МТУ-Интел»). Значительная часть операторов вообще обнародует тарифы без НДС, предоставляя пользователю возможность самому подсчитывать окончательную стоимость услуги. Показательно, что относительно молодые фирмы (скажем, «Зебра Телеком»), которым приходится отвоевывать свою долю рынка у сильных конкурентов, учитывают желание клиента видеть реальную цену, а не некую промежуточную цифру. Но и в этом случае каждая компания переводит цену, указанную в долларах, в рубли по собственному курсу.
Корректно сравнить условия разных операторов — задача не из легких: они практически не приводятся к общему знаменателю. В некоторой степени процесс выбора облегчит сайт «Мир телефонных карт» — phonecards. ru. Задав требуемый город или страну, можно сопоставить тарифы по карточкам различных операторов.
Предоплаченные карточки — самый распространенный способ оплаты услуг IP-телефонии. Карточки некоторых компаний («Корпорации ОСС», «МТУ-Интел») являются «универсальными», то есть позволяют пользоваться сразу несколькими услугами. Например, карта «ОСС-Плюс» дает возможность звонить с любого телефонного аппарата — домашнего, мобильного, уличного — в любую страну мира. Кроме услуг IP-телефонии обеспечивается доступ в Интернет, в том числе с помощью обратного вызова (call-back). Купить карточки IP-телефонии можно в офисах и сервисных центрах операторов, в онлайновых магазинах, в пунктах продажи Интернет-карт или сделав заказ по телефону на курьерскую доставку. На сайтах компаний «Релком» и «Зебра Телеком» вы найдете ближайший к вам пункт продажи (по станции метро или району).
В таблице 1 приведены базовые дневные тарифы ряда операторов на звонки из Москвы с телефона на телефон при оплате связи предоплаченными карточками. Тарифы включают в себя налоги. Для сравнения в таблице 2 указана стоимость услуг оператора традиционной телефонии — компании ММТ («Междугородный/международный телефон»). Особенно заметна разница в расценках на традиционную и IP-телефонию, обеспечивающую международную связь. А вот разговоры с Россией и ближним зарубежьем для частных лиц по-прежнему выгоднее через «восьмерку».
Новые участники появляются на стремительно развивающемся рынке услуг IP-телефонии буквально каждый месяц. Во время выставки «Связь-Экспокомм 2001» о своих первых шагах в этом направлении объявила компания «Комстар». Пока ее Интернет-карты дополнительно поддерживают лишь возможность звонка с компьютера на телефон, но в течение 2001 г. планируется обеспечить и звонки по схеме «телефон—телефон». Относительно полный список поставщиков услуг IP-телефонии имеется на сайте comptek.ru.
Предоплаченные карточки удобны в основном для индивидуальных пользователей. Юридические лица заключают с провайдерами договоры, предусматривающие авансовые платежи на лицевой счет клиента. После оплаты фирме предоставляется код доступа к услуге, и ее сотрудники могут совершать звонки, пока сумма на счете не будет исчерпана. Авторизация пользователя производится либо по коду, либо по номеру телефона, с которого производится звонок.
Именно так организовано взаимодействие с клиентами в компании «Тарио». Клиентам предлагается купить коммуникационную карту Tario.net или подписать договор на обслуживание. Минимальный размер разового взноса на лицевой счет составляет 5 тыс. руб. При этом клиент работает по тарифному плану «Корпоративный»; его расценки на 5—15% ниже, чем в плане «Стандартный», используемом при работе с картами номиналом 1, 3 и 5 тыс. руб. Другая фирма, «Зонд Холдинг», не оговаривает минимальный размер аванса, но при внесении крупной суммы предоставляет скидки с базовых тарифов. Надо отметить, что подключение телефонных аппаратов с использованием авторизационных кодов в основном используют малые и средние компании.
Качество VoIP часто бывает менее высоким, чем при обычном телефонном разговоре. Из-за низкой пропускной способности каналов могут возникать искажения, задержки, обрывы связи. Для обычного, «бытового» общения это некритично, но для ведения деловых переговоров фирмы арендуют выделенные линии, обеспечивающие более высокое качество связи и доступ в Интернет, или строят собственные телефонные сети (как Газпрома и МПС). Последние позволяют удешевить связь между филиалами. Стоимость подключения по выделенному каналу с установкой соответствующего оборудования (офисного многоканального коммутатора, IP-телефонов) не менее 1 тыс. долл. У самых известных операторов, скажем «МТУ-Интел», насчитывается уже около сотни таких клиентов.
Для компаний, которые подключены к Сети по выделенной линии, имеют территориально распределенную структуру и несут большие затраты на телефонные переговоры, наиболее выгодным вариантом может оказаться использование собственных телефонных серверов. Например, в прошлом году фирма «Сибинтек» приступила к построению корпоративной IP-сети для нефтяной компании «ЮКОС». Общая стоимость проекта, рассчитанного на пять лет — примерно 7 млн долл. Рабочие места сотрудников оборудуют IP-телефонами, а локальные сети — телефонными шлюзами и маршрутизаторами, объединив их друг с другом с помощью Интернета. В результате пропускная способность корпоративной системы IP-телефонии должна вырасти примерно в 10 раз, а себестоимость переговоров — сократиться в пять раз, что позволит «ЮКОСу» уменьшить ежегодные расходы на междугородную связь на 1 млн долл. Кроме того, планируется использовать возможности IP-телефонии для проведения аудиоконференций и обмена голосовыми письмами*.
Без сомнения, в скором будущем нас ждут новые варианты применения IP-телефонии. Так, интересный проект недавно запустила компания Pulver.com. Он называется Free World Dialup и должен позволить пользователям Интернета совершать междугородные и международные телефонные звонки бесплатно. Идея проекта состоит в следующем: обеспечить широкое распространение дешевых персональных телефонных шлюзов и организовать их совместное применение по технологии Р2Р (peer-to-peer). Получится ли что-нибудь у «телефонного Napster’а» пока неясно, но скучно на телекоммуникационном рынке не будет.
Ирина Шеян — обозреватель eCommerce World, rrisha@osp.ru
* По материалам NetWeek № 39, 2000 г.
Что такое IP-телефония
IP-телефонией называют организацию работы телефонной сети на основе технологии передачи голосового сигнала с помощью Интернет-протокола (Voice-over-Internet Protocol, VoIP). В отличие от традиционного способа междугородной телефонной связи через коммутируемый канал, полностью занимаемый голосовым трафиком двух абонентов, IP-телефония позволяет использовать один канал для передачи нескольких разговоров. Кроме того, из технологической цепочки исключается самое дорогое звено — услуги операторов дальней связи (в России «Ростелеком» является фактически монополистом в данной области). Вместо этого звена передачу сигнала между двумя местными операторами, обслуживающими звонящего и принимающего вызов абонентов, обеспечивает Интернет. Обходятся же подобные переговоры значительно дешевле обычных за счет разницы в тарифах на использование каналов, предоставляемых операторами дальней связи и Интернет-провайдерами. Причем международный голосовой трафик часто проходит по каналам того же «Ростелекома», так как большая часть инфраструктуры электросвязи является собственностью государственных операторов, входящих в холдинг «Связьинвест».
Звоним через Интернет
Чтобы воспользоваться услугами IP-телефонии, требуется телефон с функцией тонального набора. Абонент набирает номер доступа в систему провайдера, затем переходит в режим тонального набора (на большинстве современных аппаратов для этого нужно нажать клавишу «*») и вводит свой идентификационный код, указанный на карточке или в договоре. Теперь можно набирать номер адресата: для международного звонка 8 + 10 + код страны + код города + номер абонента, а для междугородного — 8 + код города + номер абонента. Порядок действий обычно расписан на карточке. Некоторые компании, например «МТУ-Интел», после каждого набора номера сообщают клиенту, каков остаток средств на его лицевом счете. После окончания разговора система списывает сумму, затраченную на разговор, в соответствии с используемым тарифным планом.