Дэвид Козье. Электронная коммерция. — М.: Русская редакция, 1999.
Эта книга, рассказывающая о мировом (в первую очередь американском) опыте в области электронной коммерции, была написана в 1998 г., однако для нашей страны и сейчас осталась актуальной. Тем, кто берется организовывать электронный бизнес в России, она поможет не изобретать велосипед и не наступать на грабли. Если глупый учится на своих ошибках, а умный — на чужих, то данная книга, безусловно, для умных.
В начальных главах определяется, что такое электронная коммерция: чем она отличается от традиционного бизнеса, каковы ее составные части, преимущества и специфика. Отмечается особая роль Интернета и дается краткий обзор его структуры и протоколов.
Ключевой момент любой коммерции — деньги, а в е-коммерции это еще и электронные деньги. В книге рассматриваются движение денег в сети, платежные системы, виды осуществляемых через Интернет электронных платежей (с использованием кредитных карт, электронных чеков, цифровых денег). Кстати, автор рассказывает не только об Интернете, но и о других сетях и применяемых в них системах оплаты. Но поскольку Интернет является самой распространенной сетью (хотя и имеющей много минусов, например в отношении защищенности передаваемых данных, так необходимой в коммерции), материал книги в первую очередь относится к нему.
Важность защиты информации в системах электронной коммерции ставит перед их разработчиками задачи обеспечения безопасности трансакций. В книге рассматриваются различные виды угроз и методы их устранения — применение шифрования данных, цифровой подписи и межсетевого экрана (брандмауэра). Описывается множество распространенных алгоритмов шифрования и стандартов защиты данных в Интернете, в том числе предназначенных для электронной почты.
Затем автор переходит к рассказу о том, как все эти технологии можно использовать на практике. Приводятся примеры интеграции е-коммерции в бизнес реальных компаний. В каждой главе изложение фокусируется на определенной концепции, деловом процессе или технологии и на их практическом применении. Уделяется немало внимания внедрению и развитию Web-узла, анализу рынка, платежным средствам, развитию дистрибуции, созданию и использованию электронного каталога, онлайновой поддержке потребителей, функционированию виртуальной фирмы.
В заключение рассматриваются тактические приемы электронной коммерции, связанные с ней организационные и правовые вопросы, ее перспективы с точки зрения развития новых технологий, действий правительственных и финансовых структур.
Материал каждой главы поясняется многочисленными рисунками. В конце книги читателей ждет словарь английских и русских терминов.
А. Н. Соколова, Н. И. Геращенко. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. — М.: Открытые системы, 2000.
Еще одна книга, в названии которой присутствуют сакраментальные слова «электронная коммерция». Как и в предыдущей, дано описание мирового опыта ведения е-бизнеса, но здесь центром внимания является Россия, российские бизнес и Интернет. В первую очередь эта книга предназначена для предпринимателей, поэтому особое внимание в ней уделяется практической деятельности.
Подробно рассматриваются основные составляющие электронного бизнеса: решения для Интернет-торговли, системы доставки, платежей, арбитража. Все разделы основаны на примерах функционирования реальных российских компаний — их успехов и неудач (следует учитывать, что сейчас, спустя год после выхода книги, многое в области электронной коммерции изменилось). Описываются основные направления Интернет-торговли — продажа книг, музыкальной и видеопродукции, компьютеров и программного обеспечения. В любом из них есть свои лидеры, свои законодатели мод (как в мировом, так и в российском масштабе). По каждой компании и каждому сайту приводится множество статистических данных, демонстрирующих масштабы бизнеса, его перспективы, объемы рынка, а также прибыли отдельных фирм. Помимо традиционной электронной торговли анализируются такие направления Интернет-бизнеса, как предоставление туристических услуг, продажа и доставка цветов и подарков, информационные службы (новостные и аналитические агентства, СМИ, каталоги и поисковики и т. п.).
Не обойден вниманием и «двигатель торговли»; в Интернете он тот же, что и в офлайновом секторе, — реклама. Рассматриваются два ее аспекта — реклама сайтов и деятельность сетевых рекламных агентств. Кстати, можно узнать интересные цифры. Например, сколько денег тратит на рекламу Amazon и сколько раз щелкнули на баннерах Microsoft за год. Как вы думаете, какое число больше?
O. И. Закарян, И. Филатов. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. — Спб.: БХВ-Спб, 2000.
Книга предназначена для тех, кто желает с помощью Интернета «делать деньги», то есть почти для всех. Это почти так же легко, как раньше было стать «акционером» скандально известного МММ. Правда, есть и отличия: вам придется поучиться, получив, например, с помощью данного издания необходимые базовые знания.
Авторы рассказывают о возможностях, предоставляемых глобальной Сетью индивидуальному инвестору для проведения операций на мировом финансовом рынке. Приводятся основные сведения об инвестициях, фондовом рынке и акциях. Даны примеры развернутого анализа финансовых показателей и финансовой отчетности компаний, требующегося для принятия решения о покупке ценных бумаг. Определены способы получения указанной информации с помощью Интернета. Все статистические данные относятся преимущественно к фондовому рынку США — системе NASDAQ, Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE), Американской фондовой бирже (AMEX). Даны описания главных показателей рынка ценных бумаг, методы их расчета и анализа. Подробно рассматриваются этапы формирования портфеля ценных бумаг: использование финансовой информации в Интернете, анализ ценных бумаг, открытие брокерского счета, получение котировок и передача распоряжений по Сети, а также различные стратегии биржевой игры.
Все описанные приемы уже много лет «работают» на развитых рынках. В России с этим сложнее, однако авторы предлагают и некоторую информацию об электронной биржевой торговле и инвестициях в ценные бумаги в российском сегменте Интернета. Данный сектор активно развивается, поэтому за год, прошедший с момента написания книги, в нем произошли серьезные положительные изменения.
Издание рассчитано на тех, кто слышал об акциях и инвестициях, но не знает, как к ним подступиться. Кроме того, книга может быть полезна для научных работников и студентов экономических вузов, желающих получить хороший инструмент для исследования современного рынка ценных бумаг.
Кристофер А. Фаррел. Дэй трейд онлайн. — М.: ИК Аналитика, 2000.
Являясь логическим продолжением предыдущей книги, эта рассказывает во всех подробностях о трудовых буднях индивидуального Интернет-торговца акциями. Написанная опытным практиком, она позволяет читателю составить представление о том, как обеспечить себе безбедное существование с помощью торговли через Сеть в течение полного либо неполного рабочего дня. Правда, привлекательно звучит? Мало того, при разумном подходе можно сделать торговлю на бирже своей основной работой, не имея ни начальников, ни подчиненных, ни офиса, ни, соответственно, поездок на работу, ни клиентов, ни сроков выполнения заданий, не производя какой-либо продукции и не продавая ее. Нравится? Тогда эта книга для вас.
В ней есть все необходимое для начала онлайновой торговли на NYSE и NASDAQ, ответы на вопросы типа «какими акциями торговать, а от каких лучше отказаться?», «как обыграть специалистов и маркет-мейкеров на их собственном поле?», а также советы, помогающие избежать опасностей и ловушек при проведении онлайновых брокерских операций. Самое главное — вы научитесь, просматривая курсовую динамику десяти различных акций, совершенно точно определять, какой из них следует торговать и почему, в какое время и по какой цене. Все советы сопровождаются многочисленными примерами конкретных биржевых ситуаций. Интересный раздел книги — «Важнейшие способы обанкротиться», он покажет вам, что дневной трейдинг не является развлечением с предопределенным положительным результатом; как и любой вид бизнеса, он не свободен от риска понести убытки или обанкротиться. Будьте осторожны, и удачи вам!
Обзор подготовлен независимым экспертом Витольдом Барским, e-mail: psy@ft.inc.ru
Книги предоставлены Интернет-магазином www.bolero.ru