Исследование особенностей онлайнового турбизнеса проводилось на основе данных, которые были собраны на 117 сайтах, обеспечивающих туристические услуги (начиная с заказа путевок и бронирования авиабилетов и заканчивая предоставлением информации о различных курортах и местах отдыха). Эта группа ресурсов состоит из трех подгрупп: Web-узлы, принадлежащие 51 турфирме и 18 сервисным компаниям, а также 48 туристических порталов. Не рассматривались результаты работы Интернет-магазинов, торгующих сопутствующими товарами, и сайтов со сведениями о погоде, недвижимости за границей (в том числе о тайм-шере) и т. п., чья причастность к туристическому бизнесу не была четко обозначена. Рассматривался период с 27 ноября по 24 декабря 2000 г., поскольку именно тогда наблюдался наивысший пик посещаемости туристических ресурсов за второе полугодие.

Посещаемость сайтов

Сектор туризма является одним из наиболее развитых и «плотно заселенных» в Рунете, ему присуща жесткая конкуренция с использованием самых разнообразных средств борьбы — начиная с агрессивной рекламы и заканчивая «накручиванием» посещаемости (с помощью механизма поощрений, применяемого на сайте visiting.ru). В среднем постоянная аудитория (ядро*) этого сектора— 171,2 тыс. человек, что сопоставимо с величиной ядра в секторе электронной коммерции (с учетом числа посетителей аукционов). Чуть меньше трети таких пользователей (51,2 тыс.) составляют недельную активную аудиторию (т. е. они заходят на любой из сайтов группы чаще трех раз в неделю). Ежедневно указанные сайты посещают около 30 тыс. человек, осуществляя более 110 тыс. обращений (hits).

Аудитория внутри группы распределяется неравномерно, в зависимости от тематики и типа конкретных сайтов. Наибольшим вниманием пользуются сервисные Web-узлы (например, те, которые предлагают «горящие» путевки): на их долю приходятся 55% всех сеансов связи, устанавливавшихся за данный период. Для посещения сайтов турфирм инициируется 31% сеансов, а для вхождения на туристические порталы (предоставляющие информацию о тех или иных направлениях туризма, рекомендации по поиску и оформлению туров и т. д.) — 14%.

Активность аудитории

Свыше половины посетителей просматривают лишь одну страницу, почти 60% сеансов не продолжаются и одной минуты. Это следствие «накручивания» аудитории, проводящегося через сайт visiting.ru. Чуть более 30% сеансов длятся дольше 10 минут (значение данного показателя выше, чем в среднем по Рунету), что говорит о серьезной заинтересованности «настоящих» пользователей.

Для самой значительной доли неактивной аудитории представляют интерес сервисные сайты (они же характеризуются наибольшей посещаемостью среди всех Web-узлов группы), тогда как меньше всего пользователей заходят на сайты турфирм (они пользуются для размещения рекламы сервисными ресурсами и туристическими порталами, поэтому их клиентура — уже в некотором роде «сухой остаток»).

Общее распределение посещений по глубине просмотра, число страниц

Распределение сеансов по продолжительности

Глубина просмотра, число страницДоля посещений, %
ПорталыТурфирмыСервисные сайты
153,749,960,2
2-326,628,925,6
4-5 9,6 9,8 7,1
6-7 4,6 5,0 3,3
8-10 3,8 4,1 2,5
Более 10 1,7 2,3 1,3

Географическое распределение аудитории

Весьма любопытные факты обнаружились при анализе географического распределения аудитории. Более 20% посетителей оказались иностранцами, в том числе около 10% — из стран дальнего зарубежья (в среднем по Рунету доля зарубежной аудитории составляет 35—40%).

Страна Доля посетителей, %Доля обращений, %
Россия, в том числе: 77,2477,78
Москва58,7362,17
C.-Петербург 6,22 5,37
другие города12,2910,24
Украина 5,39 5,21
США 4,87 5,57
Германия 1,66 1,40
Великобритания 1,10 0,89
Казахстан 0,93 0,82
Израиль 0,89 0,95
Белоруссия 0,57 0,49
Эстония 0,53 0,47
Другие 6,82 6,42

«Источники» аудитории

Посетители заходят на сайты, посвященные туризму, преимущественно через «Рамблер», по пятам за которым идет «Яндекс» (такая ситуация нехарактерна для Рунета — обычно разрыв между «Рамблером» и ближайшим его соперником оказывается гораздо большим). На третьем месте — сайт visiting.ru, «накручивающий» численность аудитории. Любопытно, что более 6% трафика поступает через интерфейс почтовой службы mail.ru; это свидетельствует о значительном объеме рекламных рассылок (возможно, и почтового мусора), обеспечивающих постоянный приток новых посетителей.

Ресурс-"источник"Доля посетителей, %Доля обращений, %
top100.rambler.ru 11,683,97
www.yandex.ru 10,653,15
www.bxod.com 9,712,20
search.rambler.ru 6,842,44
win.mail.port.ru 6,101,55
sm.aport.ru 4,841,36
www.voyage-luxe.ru 3,171,91
travel.ipclub.ru 2,721,00
www.tours.ru 2,377,23
unirape.crutop.nu 2,150,54

Динамика интересов аудитории

Ежемесячно на сайты, посвященные туризму, совершается более 10 тыс. переходов с поисковых машин. При этом около 30% запросов нацелено на получение информации о конкретных странах или курортах, т. е. данная статистика позволяет выявить предпочтения пользователей Рунета.

На декабрь пришелся пик популярности «Севера» (Подмосковья и Финляндии). В январе доля Финляндии уменьшилась в 2,5 раза; отрыв Подмосковья от конкурентов тоже значительно сократился, хотя лидерство региона сохранилось. В начале января максимальной была доля запросов на информацию о таких различных направлениях, как отдых в Таиланде и на европейских горнолыжных курортах (преимущественно в Австрии и Андорре).

Статистика, полученная за первые две недели февраля, позволяет утверждать, что уже ощущается приближение весенне-летнего сезона — туристы устали от зимы, им хочется тепла и солнца. Заметно поднялась доля Египта, в пятерку лидеров вошла Турция, выросла доля запросов, связанных с Кипром, Испанией, Мальтой, Крымом. Суммарная доля средиземноморских стран (помимо Египта) увеличилась в 3,5 раза (с 7% в декабре до 25% в феврале).

Наиболее популярные регионы/страныДоля в общей сумме запросов, %
Декабрь 2000 г.
Подмосковье36,4
Египет15,0
Финляндия 8,0
Таиланд 6,9
Кипр 3,4
1-14 января 2001 г.
Подмосковье22,4
Египет13,2
Таиланд10,4
Австрия 5,0
Андорра 4,9
15-31 января 2001 г.
Подмосковье27,4
Египет14,2
Таиланд 6,7
Австрия 4,5
Андорра 3,9
1-13 февраля 2001 г.
Египет17,6
Подмосковье16,8
Австрия 5,0
Турция 4,8
Таиланд 4,8
Источник: статистика по 1220 ресурсам раздела «Туризм» на dir.spylog.ru.

Материал подготовлен на основе исследования «SpyLOG-профиль: туризм»


* Ядро составляют пользователи, посещающие данный сайт в среднем не реже раза в неделю на протяжении как минимум двух месяцев.