Россия, как ей и положено, является родиной не только слонов, но и электронной коммерции. Помните? «Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» Узнали? Правильно, Иван Александрович Хлестаков из «Ревизора».
От Гоголя до Козьмы Пруткова — один шаг, и под дружное разноголосое отпевание Интернет-бизнеса проводится просто кошмарное количество мероприятий. Не знаю, чему не верить — глазам и ушам или переполненному почтовому ящику.
По моему мнению, все идет своим чередом, хотя есть и неожиданные исключения. Так, небезызвестный Port.ru вместо того, чтобы тихо и незаметно скончаться на радость недругам, сделал сильный и, главное, опережающий ход, объединившись с NetBridge. Портфели и доли поделили поровну, но, поскольку NetBridge перестает существовать как юридическое лицо, скорее всего, произошло поглощение. Я не в курсе, как на это отреагировал «Никойл», ныне — стратегический партнер уже совместного проекта, но ресурсы единой компании неплохо дополняют друг друга, а уменьшение накладных расходов и попытка жить по средствам, возможно, помогут ей выжить.
С другой стороны, руководство ru-Net Holdings обещает инвестировать в магазин «Озон» еще миллион долларов и вывести его к осени на прибыльность, а eHouse начинает экспансию на розничный информационный компьютерный рынок (где уже и так существует несколько крупных сайтов) с проектом pricematrix.ru. Обе фирмы до сих пор избегали пустых обещаний и отличались скрупулезным выстраиванием собственного бизнеса в Интернете, так что надо ждать положительных финансовых результатов.
Каждую неделю проходит какая-нибудь конференция или «круглый стол». Про «РусКрипто 2001» вы прочтете в номере, а я бы хотел лишь отметить изменение настроений участников: если на первых конференциях много времени уделялось выяснению отношений с ФАПСИ, то на нынешнем мероприятии об этом вспоминали мимоходом, больше обсуждая участие российских компаний в открытых конкурсах по разработке стандартов шифрования США или Евросоюза. Запомнилась отличная еврейская шутка по поводу сертифицирования коммерческих программных продуктов: «Как вы думаете, если я напишу на своих продуктах, предназначенных для защиты информации, «Одобрено МОССАД», много ли я продам?»
Прошел зимний форум «Как стать частью электронного рынка». Нашему журналу, как части, :) сложно судить о целом, и поэтому я хочу присоединиться к Тому Адсхеду («Тройка Диалог«), который во время прошлогодней е-эйфории предсказывал (и предсказал-таки) падение «дот-комов», но сейчас выдает вполне оптимистичные прогнозы роста рынка.
А еще в этом месяце опять говорили про инвестиции, электронное правительство, беспроводной доступ, про СМИ и PR, а также раздавали награды.
Тотальная победа «Яндекса» в борьбе за Национальную Интел Интернет премию вызывает скорее расстройство из-за несовершенства организации ее присуждения. Я уверен, что председательство директора «Яндекса» Аркадия Воложа никоим образом не сказалось на итоговом распределении премий среди номинантов, и совершенно не стоило затевать вокруг этого мышиную возню. Тот кто вырос при Леониде Ильиче, никогда себе на грудь лишней медальки не повесит, - смешно.
Мы уже отмечали как характерную особенность современного Рунета отсутствие явно выраженного лидера, и это обязано было сказаться на итоговом распределении мест. Но не сказалось :(... Хотя список номинантов особого неудовольствия не вызывает и буклет с их описанием является неплохим путеводителем по интересным местам российской Сети.
Сама церемония, организованная неизвестным в Интернет-кругах PR-агентством, была менее помпезной, чем в прошлом году. Мелькали видеовставки (порой даже остроумные), но опять пошловатые шутки в зале чаще всего вызывали недоумение, а телетрансляции придавали какой-то дебильно-попсовый привкус. Я лишний раз убедился, что советский шоу-бизнес несет в себе качество, противоположное дару царя Мидаса: в мифе все, чего он касался, превращалось в золото, а у нас... Мне очень не хочется, чтобы замечательное начинание Intel, призванное способствовать популяризации лучших достижений и людей Интернета, превратилось в очередную ярмарку тщеславия и телевизионный местечковый междусобойчик.
Впрочем, отсутствие шальных денег отпугивает телевизионщиков получше любого ладана.
Сделан и еще один важный для приближения Интернета к народу шаг: в центре Москвы, на нижнем ярусе торгового комплекса «Охотный ряд», компания TimeOnline открыла центр массового доступа в Сеть. Впечатляют оборудование, индустриальные масштабы и дизайн салона: здесь можно с удобством провести любой тренинг или демонстрацию, что выгодно отличает центр от существовавших и прежде Интернет-кафе. Теперь на первый план выходит полномасштабный сервис для посетителя, а не сама возможность выхода во Всемирную паутину. Кстати, и цены сопоставимы со стоимостью домашнего доступа — около 30 руб./ч, так что не исключено: отсутствие домашнего компьютера перейдет в разряд факторов, не тормозящих рост числа пользователей. В ближайших планах TimeOnline — создание подобных салонов в регионах.
Как видите, несмотря на изменчивость инвестиционной моды, Интернет по всем статьям пришел к нам всерьез и надолго, что не может не радовать.
С уважением, Преображенский К. В.
P. S. Грядет РИФ. Что-то будет...