На самом деле любой Web-проект в области «бизнес — бизнес» — лишь верхушка айсберга, поэтому попытка воплотить в жизнь только эту верхушку без реорганизации всего комплекса бизнес-процессов — принципиальная ошибка. Все внутренние механизмы движения и обработки важнейших бизнес-данных у всех партнеров по проекту должны быть проанализированы и при необходимости реструктурированы для обеспечения взаимной совместимости и построения комплексной B2B-системы.

Самым оптимальным для столь сложной задачи будет поручить разработку B2B-решения консультационной компании, специализирующейся на системной интеграции. В этом случае увеличивается итоговая эффективность проекта, складывающаяся из снижения трансакционных издержек у всех участников, которые, в свою очередь, смогут полностью посвятить силы и время совершенствованию своей продукции, т. е. «вернуться к своему бизнесу» (back-to-business — новая расшифровка привычной аббревиатуры B2B).

Например, при организации электронных бирж принято проводить опросы потенциальных участников. Такое анкетирование было осуществлено и учредителями онлайн-биржи металлов MetalSite.com (выяснялся вопрос о том, какую бухгалтерскую систему используют респонденты, и обнаружилось, что у 60% из них — та или иная версия «1С»). Расходы на это мероприятие оказались весьма значительными. Избежать потери времени и сосредоточиться на решении действительно важных бизнес-проблем можно было бы, передав проведение данного опроса фирме-консультанту.

Другой пример. Крупная дистрибьюторская компания содержит целый штат секретарей, которые рассылают сотням контрагентов факсы и письма по электронной почте с информацией о номенклатуре товаров, имеющихся на складе, о ценах, скидках и т. п., вносят вручную полученные от дилеров сведения в электронные таблицы и отвечают на различные запросы. Когда внешний документооборот осуществляется в такой форме, вероятность ошибок при переводе данных во внутреннюю систему документооборота весьма велика и даже стандартный формат сообщений не спасает положение. Если же используется интегрированное экстрасетевое решение, то информация контрагента сразу идет во внутреннюю базу данных, а поскольку нет конвертирования данных, то нет и ошибок. Следовательно, бизнес-решения основываются на гораздо более корректных сведениях и принимаются значительно быстрее.

Куда пойти, куда податься

Есть два пути перевода бизнеса в Сеть: создать Web-интерфейсы для уже функционирующих офлайновых систем собственными силами (in-house) или привлечь для внедрения комплексного интегрированного решения стороннего разработчика. Зарубежный опыт свидетельствует: более 62% компаний заказывают интеграционные решения для внутренних приложений у третьих фирм (данные Forrester Research).

Те компании, которые занимаются разработкой сайтов (бюро Web-дизайна, интерактивные рекламные и маркетинговые агентства), смогут помочь заказчику в выполнении только одной — маркетинговой — функции. Если у выполняющей проект фирмы нет опыта в области консультационной работы и в построении информационных моделей бизнес-процессов, то никаких серьезных разработок не получится и офлайновый бизнес клиента будет работать по-прежнему. У системного интегратора есть существенное преимущество: он владеет алгоритмом построения интегрированных систем и имеет опыт их внедрения, а кроме того, досконально знает методологию ведения подобных комплексных проектов. Поэтому для внедрения электронных решений следует обращаться именно в специализированную консультационную компанию с опытом системной интеграции.

Сайт-портал — лишь фасад информационной системы. Рассмотрим его внутреннее устройство на примере электронной биржи. Основная специфика работы онлайновой торговой системы — своевременное предоставление информации всем заинтересованным участникам. Обычно участник биржи — это некое срединное звено полной цепочки товарооборота. И если физический путь движения товара проходит от склада поставщика до склада потребителя, то по документам прослеживается более замысловатый маршрут (производитель — дистрибьютор — дилер — биржа — покупатель), для которого электронная биржа разрабатывает универсальные внешние интерфейсы, поддерживающие процессы получения и отправки информации участниками.

Что происходит на стороне компании — участника биржи, продающей товар? Прежде чем выставить на торги новый лот, эта фирма должна убедиться в наличии данного товара на складе (собственном, или складе дистрибьютора, или складе производителя). Необходимо правильно оформить все сопроводительные документы, предусмотренные действующим законодательством и правилами биржи. Ошибка в количестве заявленного на продажу товара или опоздание с обновлением лота — это не только убытки, упущенная выгода, штраф, но и серьезный ущерб для репутации продавца. После заключения сделки и ее подтверждения должны быть сформированы определенные финансовые документы, которые проходят сложный путь по внутренней системе документооборота, охватывающей несколько структурных подразделений компании. Аналогичным образом можно описать обратный процесс — приобретение товара на электронной бирже.

Что же необходимо сделать компании, желающей стать участником е-биржи? Приведем конкретный пример. Московское представительство швейцарской компании IMC Metall AG приняло решение об участии в торгах на онлайновой бирже цветных металлов. Потребовалось, во-первых, создать корпоративное электронное хранилище (repository) первичных финансовых, складских, отчетных и маркетинговых документов. Во-вторых, разработать систему учета статуса сделки на всем пути ее жизненного цикла — от подготовки договора купли-продажи до оплаты. В-третьих, построить автоматизированную базу данных поставщиков и покупателей.

Внедрение информационной системы, охватывающей указанные блоки, означало серьезную перестройку внутрифирменных бизнес-процессов. Разработку интеграционных решений для IMC Metall AG осуществила компания «ТерраЛинк» (terralink.ru), специализирующаяся в сфере бизнес-проектов и системной интеграции. В результате были сделаны важные шаги в сфере оптимизации финансово-хозяйственной деятельности компании и заложен фундамент для выхода компании в Сеть, на электронную биржу.

Следующий шаг — соединение внутренней информационной системы IMC Metall AG с биржевым порталом через специальный шлюз доступа. При этом обязанности персонала компании (а именно менеджеров по продажам) останутся прежними — предложение товарных позиций клиентам и подготовка сопроводительных документов, тогда как синхронизация данных во внутреннем и внешнем документообороте будет обеспечиваться интегрированной информационной системой. В общем объеме работы по такому проекту большая и наиболее сложная часть приходится на первый этап — автоматизацию внутрифирменных бизнес-механизмов.

Пожалуй, единственный минус такого пути (привлечения стороннего разработчика интегрированного решения) — стоимость проекта. Опора на собственные силы представляется более дешевым вариантом. Однако ценовой фактор — лишь одна сторона медали, обратная ее сторона — время. Обычно осуществление самостоятельного проекта затягивается на длительный период, в течение которого компания может потерять партнеров и/или клиентов и уступить конкурентам контроль над определенным сегментом рынка. Это особенно актуально для России, где большинство проектов — пионеры в своей области.

Каждый должен заниматься своим делом

Бизнес-модель, согласно которой компания сосредотачивается на эффективном развитии своей деятельности и привлекает специализированных партнеров для осуществления того или иного специфического проекта, т. е. использует аутсорсинг (outsourcing), становится все более популярной. Можно назвать следующие преимущества такой модели при реализации информационно-технологических проектов.

Во-первых, это экономия не только времени, но и затрат на персонал (до 50%). Заказчик не производит отчислений в Пенсионный фонд и другие фонды по заработной плате сотрудников компании-интегратора, участвующих в проекте, не выплачивает премии агентствам по найму персонала, административные расходы у него тоже сокращаются. Обычно применяется почасовой принцип оплаты услуг сторонней фирмы, выполняющей проект.

Во-вторых, это профессионализм и надежность исполнителей. Компания, которая специализируется в области информационных технологий, лучше, чем любая другая, знает, как правильно отобрать и подготовить высококвалифицированных ИТ-менеджеров. Хорошие руководители Web-проектов в нашей стране — пока редкость. Такие специалисты умеют ставить и решать стратегические задачи, находить для компании наилучших партнеров в той или иной области, следить за ходом исполнения принятых решений. Главное их качество — сочетание опыта консультационной работы, управления сетевыми проектами и финансового планирования. Чем больше проектов ведет менеджер, тем больше его профессиональный опыт и тем быстрее он осуществит настройку того или иного технологического решения на выполнение конкретных задач. Поэтому «привязка» компанией-заказчиком понравившегося менеджера к себе, скорее всего, негативно отразится на его профессионализме: чтобы не утратить новаторский стиль работы, он должен иметь дело с различными проектами и видеть их с разных сторон.

В-третьих, возможность наращивания интеллектуальных ресурсов и техническая гибкость в построении проектов. Численность персонала ИТ-отдела компании-клиента легко увеличивается в соответствии с возникающими по мере реализации проекта потребностями. Как правило, компания-подрядчик имеет многочисленный штат инженеров, разбирающихся в специфике самых разных отраслей и технологий, а их квалификация подтверждена соответствующими сертификатами.

Подводя итоги, следует констатировать: переход к электронному ведению бизнеса требует реорганизации внутрифирменных механизмов и построения интегрированной системы, охватывающей сеть партнеров и соединенной с онлайновыми торговыми площадками. Передача специфических функций системному интегратору позволяет компании вернуться к своему делу и использовать Интернет-проект как логичное и гармоничное продолжение офлайнового бизнеса.

ОБ АВТОРЕ

Давид Агабабян — директор отдела e-коммерции компании «Клик Кафе», e-mail: david@agababyan.com


Электронные решения: только для сетевой интеграции

В прошлом году в компании «ТерраЛинк», имеющей более чем десятилетний опыт деятельности в сфере информационных технологий и системной интеграции, создано новое подразделение — e-Solutions (esolutions.ru). Данный шаг нацелен на органичную интеграцию Интернет-решений в процессы информационного бизнес-менеджмента, но ни в коем случае не означает отказа от прежних направлений деятельности в ИТ-области. Об этом подробно рассказал руководитель отдела e-Solutions Арсений Тарасов в беседе с обозревателем еженедельника Computerworld Россия Игорем Елисеевым.

Как было принято решение о создании специального Интернет-подразделения?

«ТерраЛинк» ведет свою деятельность в области ИТ-разработок с 1989 г. Работая в трех странах (России, Канаде, Казахстане), мы накопили опыт, критически важный для реализации интеграционных проектов. Однако в последнее время специфика проектов несколько сместилась в сторону активного применения Интернет-технологий. Заказчики стремятся использовать Сеть как в качестве доступного и надежного канала связи и общения с внешним миром, так и для снижения трансакционных издержек. Поэтому после осуществления ряда Web-проектов в 1999 г. был сделан вывод о необходимости выделения этого направления в отдельное подразделение — e-Solutions. Основная его функция — создание шлюзов для объединения программ по внутрифирменному ресурсному планированию (ERP-систем) и сетевых B2B-ресурсов.

Деятельность этого отдела, таким образом, неразрывно связана с деятельностью всей компании?

Отдел e-Solutions призван аккумулировать накопленный опыт ведения ИТ-проектов и перенести этот опыт в Интернет-среду, сохранив комплексный подход к решению проблем заказчиков. Специфика Интернет-проектов, конечно, подразумевает разработку Web-витрины, однако планирование структуры сайта, дизайнерские решения и сетевой маркетинг составляют не более 30% общей стоимости проекта. Это то, что происходит на авансцене. За кулисами же — бизнес-план, стратегия и тактика реализации различных бизнес-инициатив, внедрение ИТ-решений. Именно это нужно клиентам в рамках комплексного подхода.

В каких проектах принимали участие специалисты этого отдела?

Одним из первых наших клиентов стала сама компания «ТерраЛинк». С технической точки зрения это был очень интересный проект. Его идея заключалась в том, чтобы использовать Интернет-технологии для осуществления всех бизнес-процессов, т. е. на всем пути прохождения заказов — от отдела маркетинга до бухгалтерии. Благодаря проделанной работе каждое подразделение получило в свое распоряжение оптимальный Web-инструмент для выполнения специфических прикладных задач. К примеру, инструментом отдела маркетинга стал Web-сайт компании «ТерраЛинк». Отдел продаж начал использовать оригинальную корпоративную систему управления взаимоотношениями с клиентами — TerraCRM. Технический отдел получил инструмент сервисной поддержки заказчиков через Интернет — электронную систему сопровождения клиентских запросов (HelpDesk). Система Service Balance, позволяющая отслеживать финансовые потоки, помогает отделу продаж и отделу финансового планирования регулировать отношения с клиентами. Важнейшей частью проекта явилась стыковка созданных Интернет-приложений с установленной ранее в компании ERP-системой Platinum SQL. В итоге автоматизация бизнеса достигла такого уровня, что в настоящее время клиенты нашей компании имеют возможность получать счета за предоставленные им услуги либо по требованию, либо по истечении некоего отчетного периода (аналогично тому, как это происходит в расчетах Интернет-провайдеров или операторов мобильной связи с их клиентами). При этом все заявки заказчиков и действия персонала фиксируются в информационной системе, которая автоматически формирует множество необходимых документов — наряды, накладные, отчеты, счета-фактуры и пр.

В настоящее время «ТерраЛинк» стала предлагать клиентам услуги в сфере ИТ-аутсорсинга. Каким критериям должна отвечать современная компания, работающая в этой области? Иными словами, как выбрать хорошего партнера, который сможет перевести бизнес заказчика в электронное измерение?

Первое. Важно оценить, насколько потенциальный партнер разбирается в проблемах вашего бизнеса. Необходимо выбрать ту компанию, которая действительно хорошо ориентируется в деловой специфике заказчика и особенностях внутрифирменного движения данных. Это реальный шанс сэкономить время, в противном случае придется вначале «обучать» интегратора.

Второе. Не лишним будет узнать о деятельности компании в «доинтернетовскую» эпоху, чтобы выяснить, обладает ли сегодняшняя команда разработчиков реальным опытом реализации интеграционных проектов.

Третье. Следует заранее оговорить с исполнителем методологию его работы. Тогда вы сможете весьма достоверно прогнозировать, какими окажутся организация и качество исполнения работ, эффективность управления рисками и техническая поддержка на всех этапах проектной деятельности.

Разумеется, эти моменты — не столько критерии отбора, сколько положения, вытекающие из соображений здравого смысла и моего личного опыта в реализации B2B-проектов. Бесспорно лишь то, что Интернет для компании — не самоцель, а инструмент воплощения бизнес-стратегии. Поэтому заказчик должен вернуться к своему бизнесу и заняться содержанием проекта, о технологиях же и способах их реализации позаботится его партнер — системный интегратор.

Арсений Тарасов — руководитель отдела е-Solutions компании «ТерраЛинк», e-mail: tarasov@terralink.ru