Не только наша чудная страна живет от выборов до выборов. Если раньше какими-то рубежами были умозрительные пятилетки, то сейчас отсчет времени другой: мы знаем точно, что хотя бы раз в четыре года, но погасят задолженность по зарплате и пенсиям, а если повезет, то и заасфальтируют улицы и покрасят фасады. Американцы вот тоже отчудили: их кандидаты в президенты пришли к финишу ноздря в ноздрю, и нам остается только уповать на исторический постулат Остапа Бендера, что «Запад нам поможет». Однако специфика нашего электронного дела не оставляет места на многолетнюю раскачку.
Мы успели прожить целый временной цикл: в январе бодро отметили, что Интернет-коммерция в России из забавы стала превращаться в серьезный бизнес, обороты (в том числе и аудируемые) начали расти по нелинейным законам, на рынке появились все инфраструктурные элементы, от е-магазинов, систем платежей и т. п. до страховщиков. Далее, весной мы узнали, что такое инвестиции и даже что такое ажиотажный спрос. За короткое время были раскуплены почти все заметные проекты, причем декларируемые суммы сделок все время удваивались: 2... 4... 8... млн долл. Рекордная цифра — 40 млн долл. — была заявлена под грохот апрельского обвала индекса NASDAQ, и скептики сильно сомневались в ее реальности. Увы, они оказались правы, и синяя птица как фанера пролетела мимо. Но маховик был раскручен (или деньги первого квартала требовали освоения), и на нас обрушился вал семинаров, конференций и презентаций, многие из которых, будучи вполне приемлемыми по форме (в смысле триады «организация — время — место»), грешили полным отсутствием содержания, создавая информационный повод только самим фактом проведения. Что-либо содержательное можно перечесть по пальцам или увидеть на наших страницах:), по крайней мере всех внятных авторов мы постарались привлечь к совместной работе. Если кого незаслуженно пропустили, You are welcome!, мы ждем вас, наш адрес, телефон и e-mail на обложке.
За шумом и мутью пиара многие все-таки услышали волшебные слова «В2В», а также про 80% от оборота, и летом произошел массовый выброс проектов типа «бизнес — бизнес» на, признаюсь, не очень просторный пятачок российского Интернета. Если появление первых проектов вызывало радость от содеянного, то последовавшие за ними очевидные клоны принесли осознание недостаточно широкой бизнес-опоры и как следствие породили некоторый пессимизм. Хотя особой опасности тут нет, «столбить место» в е-бизнесе — это, по замечанию А. Шкреда, все равно что «столбить» его на кладбище. Выживут только те проекты, которые, в отличие от сделанных ради моды или прихоти, строятся по всем стратегическим правилам бизнеса.
Хорошая примета — выход сразу нескольких банков на рынок Интернет-решений. Похоже, в следующем году мы наконец получим массовый, удобный и безопасный способ платить за товары и услуги в Сети. А если добавить к этому настойчивые попытки ММВБ и РТС создать российский аналог NASDAQ...
Еще один плюс прихода серьезных игроков на рынок — начало крупномасштабной несетевой рекламы. По закону взрывообразного роста численности пользователей количество неофитов сравнимо с числом всех обитателей Интернета, иными словами, есть прямой резон ориентироваться на привлечение вновь пришедших, тех, кто еще не определился с приоритетами, ибо затраты на удержание онлайн-клиента существенно ниже, чем в офлайне. Ну а когда общее количество пользователей составит 10% населения страны (т. е. хотя бы 15 млн чел), нас по всем прогнозам ожидают подлинные, в том числе и экономические чудеса.
Я еще не знаю, как и где мы встретим XXI век. Вряд ли повторим нашу чукотскую авантюру 2000 года и опять встретим Новый год первыми в мире. Положение редактора единственного в стране журнала, посвященного профессиональным аспектам электронной коммерции, обязывает быть оптимистом, и я желаю всем успешно войти в новый век — век чего-то точно электронного (тут мне не очень бы хотелось акцентироваться на его меркантильном компоненте). Скажу так: пусть электронный бизнес станет тем фундаментом, благодаря которому расцветут науки, искусства, и все индивидуумы смогут почувствовать себя свободными и счастливыми.
Хоть и пафосно, но хорошо.
С уважением, Главный редактор