Никого не удивляет стремительный рост Интернет-магазинов в Рунете. Но вот разнообразием товаров они пока не радуют — книги, диски, игрушки, видео, компьютеры. Торговля всем остальным — в зачаточном состоянии. А между тем есть масса не менее выгодных позиций, например лекарства. На них не экономят, покупают быстро, а спрос, к сожалению, все больше и больше.
По данным Jupiter Communications, в прошлом году 45% пользователей искали в Сети информацию о лекарствах. Однако примерно столько же (49%) не хотят покупать медицинские препараты через Интернет. Основные причины — медленная доставка, трудности с возвратом товаров* и легкость покупки лекарств в обычной аптеке. Заметим, что доставка стоит на первом месте, так как люди покупают лекарства в надежде, что они помогут им скорее избавиться от недуга. Ждать даже два дня не хочется, а иногда и нельзя. Поэтому вопросы экспресс-доставки и логистики являются приоритетными для онлайновой торговли медпрепаратами.
По отчету Cyber Dialogue’s Cybercitizen Health, 49% взрослых американцев, ищущих информацию о лекарствах в Сети, остаются довольны ею. В то же время этот показатель среди ищущих в журналах и газетах составляет 25 и 13% соответственно (2700 респондентов, по итогам 1999 г.). В этом году в США ожидают, что более 33,5 млн человек будут искать информацию о медпрепаратах в Интернете. Кстати, 9,5 млн уже покупали лекарства через Сеть. Что они выбрали, показано в таблице (можно было давать несколько вариантов ответов).
Как видим, спрос большой на все категории. Но как привлечь посетителей на сайт? Примерно 57% пользователей готовы пойти на медицинский сайт, если им порекомендует это их доктор. Однако только 1% услышали от своих лечащих врачей подобные советы.
Большинство также согласилось с тем, что они сделают покупки, если прямо на сайте смогут получить консультацию врача (29% хотели бы получить ее через электронную почту, 34% — по телефону) или фармацевта (25 и 30% соответственно). Причем 75% хотели бы перед этим увидеть консультанта (исследование, правда, не уточняет — увидеть фотографию или встретиться лично). Было бы неплохо, если бы рунетовские проекты это учли.
Согласно Greenfield Online, 60% из тех, кто посетил онлайн-аптеку, сделали покупки. Это очень высокий показатель. Если сравнить с данными по самым популярным магазинам Интернета в июне 2000 г., то там совершают покупки только 9 — 26% посетителей. Вероятно, это связано с тем, что на здоровье не принято экономить.
Сами покупатели объяснили это так: 50% сэкономили время, 42% — деньги, 38% понравилась доставка на дом, а 53% не любят очереди (можно было давать несколько вариантов ответа, 2500 респондентов).
Исследование также выявило один интересный факт. После врача Интернет занимает почетное второе место как источник ответов на вопросы, связанные со здоровьем.
По данным Национальной ассоциации сети аптек, на чтение описаний лекарств (в расчете на единицу товара) американцы тратят в четыре раза больше времени, чем на чтение описаний книг (книги являются самым популярным товаром в Сети). Еще один важный плюс в копилку е-торговли медпрепаратами.
Как с конкуренцией? Всего в мире существует порядка 17 000 сайтов с информацией по медицине, здоровью и лекарствам. Это немного: например, сайтов по автомобильной тематике на несколько порядков больше, одних только сайтов американских автомобильных дилеров около 20 000. А если добавить просто информационные и познавательные, то число приобретает еще несколько нулей.
Аналогичная ситуация и в России. Профессиональных сайтов по медицине мало. А на слуху, наверное, только mama.ru и doktor.ru. Всего зарегистрировано (в Rambler и List) около 700 сайтов, однако только 316 из них состоят в рейтинге медицинских ресурсов medclub.ru, где отбор строже, нежели в обычных рейтингах. Например, по тренажерам всего 2 сайта, по ветеринарии — 4, хирургии — 2, стоматологии — 11 и т. п. Спрос намного больше, и он будет существенно расти, просто в Рунетовскую медицину еще не пришли инвестиции. Как видно на примере западной статистики, это очень перспективно. Надо только показать людям, что Сети можно доверять, дать им возможность консультироваться и делать онлайн-покупки. Из того 1 млн человек, которые пользуются Интернетом в России сегодня, гораздо больше 1000 (максимальная посещаемость самого популярного сайта этой тематики) нуждаются в онлайновых медицинских услугах. Перспективы роста огромны.
Если вы еще не убедились в этом, то приведем данные Cyber Dialogue. Затраты фармацевтических компаний на то, чтобы покупатель заказал одно специфическое лекарство**, при рекламе на бумажных носителях составляют 220 долл.***. При рекламе на телевидении — 197 долл., а при рекламе в Сети — всего 14 долл.! То есть в 10—15 раз меньше. Вот прибыль от доверия к Сети. Если бы так обстояли дела во всех отраслях, то Интернет потеснил бы позиции своих офлайновых коллег намного раньше.
Немного общих цифр. В 1999 г. рынок лекарств и медпрепаратов в Сети в США оценивался в 200 млн долл. в секторе «бизнес — потребитель». К 2004 г. Jupiter Communications прогнозирует рост до 10 млрд, т. е. в 50 раз. Продавцы возлагают надежды на женщин и на свою агрессивную рекламную политику в Сети. Затраты на медицинскую рекламу в Интернете оцениваются в прошедшем году в 100 млн долл., а в 2004-м — примерно в 700 млн долл.
Есть и совершенно новые возможности для увеличения оборота. По расчетам экспертов, примерно половина пациентов забывает принимать лекарства, которые им прописал врач. Фармацевтам эта забывчивость стоит 25 млрд долл. ежегодно. И они надеются к 2004 г. вернуть хотя бы 1,3 млрд долл., используя различные программы по «напоминанию» пациентам. Будет это реализовано в виде той или иной рекламы, Интернет-рассылок или статей в периодике, обращающих внимание читателей на обязательность выполнения предписаний врача, неизвестно, но в принципе это возможно.
По прогнозам Forrester Research, в ближайшие шесть лет число онлайн-аптек удвоится. А их обороты уже через четыре года достигнут 22 млрд долл. Сколько из них будет принадлежать России, зависит от нас. Вы готовы заняться здоровьем-онлайн?
ОБ АВТОРАХ
Андрей Албитов (aalbitov@stinscoman.com),
Елена Моисеева (elena.moiseeva@partners.ru)
* Необходимо учитывать, что в этот сегмент входят не только лекарства, но и лечебные шампуни, витамины и т. п. Заметим также, что у нас Постановлением правительства Москвы возврат проданных медикаментов запрещен.
** Под специфическим лекарством понимается такое, которое выписывает врач, причем его необходимо принимать продолжительное время, а цена его существенно выше цены простых антибиотиков или противопростудных препаратов.
*** Вероятно, это касается крайне узкого круга препаратов: если надо потратить 220 долл. на продажу одной упаковки специфического лекарства, при этом вложить миллионы и миллионы в его разработку... то это лекарство должно быть просто золотое (таких препаратов очень и очень немного в мире, 10–30 названий).
Тип продукта | Доля респондентов, % |
Лекарства, отпускаемые без предписания врача (рецепта) | 63 |
Средства личной гигиены | 62 |
Косметика | 56 |
Лекарства по рецепту | 49 |
Пищевые добавки, витамины | 46 |
Дом и семья | 31 |
Источник: Greenfield Online, июль 2000 |