Создавать новые рынки электронной коммерции (electronic marketplaces, EM) и переманивать туда покупателей — гораздо более выгодное дело по сравнению с открытием традиционных универмагов, обслуживаемых людьми. За последние несколько лет на электронных рынках уже продано так много товаров и услуг, что привыкшие к высокому уровню сервиса клиенты начинают требовать немедленного ответа на запрос о ценах, наличии товара и сроках поставки. Предложение весьма велико, и если покупатель недоволен результатом, он немедленно переходит к другому продавцу.
Ни одна из существующих на сегодняшний день систем электронной коммерции не обеспечивает мгновенной реакции, но уже вскоре этот параметр станет основным при выборе клиентом делового партнера. К сожалению, многочисленные попытки разработчиков пока завершаются созданием недостаточно гибких и дружественных корпоративных прикладных программ, которые не в состоянии удовлетворить потребности электронной коммерции. Сейчас производители предлагают три вида совместимых с Интернетом приложений оперативной обработки транзакций (online transaction processing, OLTP): распределенное представление, удаленное представление и распределенные функции.
Распределенное представление
Лучшим примером распределенного представления является «экранная модернизация» — процесс, в результате которого информация, отображаемая на экране неинтеллектуального терминала, специальным образом трансформируется и переносится в среду браузера. После этого с преобразованными данными можно производить нужные действия. Приложение, сгенерировавшее экранное представление, находится под полным контролем корпоративного брандмауэра (исключение составляет лишь экранный интерфейс). С помощью программного обеспечения STAR: Flashpoint, разработанного компанией Sterling Software для ПК, а также средств Century Analysis CL/7 для систем Unix и Platinum Technology Integrator для мэйнфреймов это экранное представление неинтеллектуальных терминалов пересылается через Web, преобразуется в формат страниц HTML и обрабатывается Web-браузерами. Функциональные возможности распределенного представления ограничены, но зато подобные системы можно строить достаточно быстро и без больших затрат.
Удаленное представление
Архитектура удаленного представления возлагает выполнение всех функций пользовательского интерфейса (организацию интерактивного взаимодействия, локальные проверки, перемещение по формам и автоматизацию документооборота) на средства Web. При этом обработка транзакций производится внутри корпоративной сети под контролем брандмауэра. Около 80% корпоративных приложений OLTP соответствуют конфигурации удаленного представления. Это объясняется постоянным расширением функциональных возможностей браузеров. Данная конфигурация позволяет осуществлять доступ извне к отдельным корпоративным функциям, надежно защищая при этом основную часть внутренней системы от внешних воздействий.
Распределенные функции
В этом случае предполагается выполнение всех функций (за исключением логики пользовательского интерфейса) средствами Интернета или электронной коммерции. Прикладные программы электронной коммерции непосредственно взаимодействуют с корпоративными приложениями. Программное обеспечение, относящееся к общедоступной части распределенных функций, можно свободно загружать на клиентскую станцию (точно так же, как приложения Java). К таким функциям относятся и интерфейсные приложения общего шлюза, к которым обращается целевой Web-сервер. Потоки транзакций контролируются корпоративным брандмауэром. Функции прикладных программ, находящихся в общедоступной части Интернета, ограничены редактированием, выполнением простейших вычислений и бизнес-правил, описываемых формулами, пересылкой сообщений и организацией связи. Большинство из них представляют собой одну из форм удаленно-распределенной архитектуры. Впрочем, строго говоря, к классу распределенных функций относится только та архитектура, у которой приложения бизнес-правил находятся по обеим сторонам брандмауэра.
По оценкам специалистов компании Gartner Group, к 2000 г. 10% общего числа приложений обработки транзакций в Интернете будут использовать структуру распределенных функций. Бизнесмены и потребители получат желаемую немедленную реакцию, поскольку компоненты локальных транзакций будут находиться в непосредственном контакте с Web. Таким образом, приложения специально станут разрабатываться для распространения информации через Сеть. Очереди сообщений могут создаваться в режиме распределения функций, что позволит уменьшить время отклика для тех приложений, которые не требуют синхронной интеграции.
Из трех рассмотренных вариантов режим распределения функций предоставляет наибольшую гибкость. К сожалению, в настоящее время его практическая реализация затруднена. Чтобы добиться синхронизации открытых и закрытых приложений за счет выполнения бизнес-правил, определенных на узлах электронной коммерции, и большей степени их соответствия потребностям компании по сравнению с ранними версиями систем EDI, в прикладные программы OLTP придется вносить серьезные изменения.
Вперед, к потребителю
Существующие приложения OLTP не предназначены непосредственно для конечных потребителей, которые не имеют полного представления о корпоративных бизнес-процессах, данных и структурах кодирования. Чтобы сформировать новые рынки электронной коммерции и привлечь туда покупателей, крупные компании вынуждены вкладывать миллионы долларов в закупки необходимого оборудования и повышение пропускной способности сети, разрабатывать новые приложения и адаптировать процедуры продаж, маркетинга и распространения к особенностям прикладных систем. Большинство корпораций весьма неохотно идут на это, поскольку реализация подобных проектов требует значительных финансовых и временных затрат.
Тем не менее корпорации должны оснащать свои приложения OLTP и базы данных средствами взаимодействия с узлами электронной коммерции, расширяя их функциональные возможности, и создавать внутренние системы, которые позволяют осуществлять обмен сообщениями, поддерживают связь с приложениями при помощи брокеров объектных запросов (object request brokers, ORB) и работают гораздо быстрее сегодняшних средств EDI.
Многие из имеющихся корпоративных приложений не могут поддерживать интерактивную связь с узлами электронной коммерции, потому что аппаратные и программные средства, а также описания данных несовместимы друг с другом. Прикладные системы предназначены в основном для организации взаимодействия между корпорациями (а не для представления информации и обработки интерактивных транзакций), поэтому большая часть инфраструктуры электронной коммерции нацелена только на поддержку электронного обмена данными между организациями и преобразование данных. Подобные корпоративные приложения нельзя использовать в качестве фундамента инфраструктуры EC, которая могла бы связать системы электронной коммерции для Web и традиционные средства обработки транзакций. Задача заключается в том, чтобы построить систему, обеспечивающую:
- оперативную обработку транзакций, которая будет поддерживать распределенные функции Интернета;
- одновременную работу пользователей;
- устойчивый программный интерфейс для прикладных систем.
Брокеры сообщений
В солидных корпорациях с многочисленными подразделениями информация, которой необходимо обмениваться с пользователями систем электронной коммерции, зачастую распространяется через базы данных, управляемые приложениями. Быстрый ответ на пользовательский запрос требует высокоскоростного преобразования информации клиента системы электронной коммерции и интерфейсов в соответствии с требованиями приложений, работающих на различных платформах. Одним из решений подобной задачи является применение брокеров сообщений, которые обеспечивают взаимодействие отдельных частей различных прикладных систем. Аналитики Gartner Group надеются, что благодаря технологиям, реализованным, например, в продукте MQSeries корпорации IBM, такой подход уже в ближайшие пять лет получит самое широкое распространение в крупных компаниях.
Брокеры сообщений знают, каким образом добиться соответствия форматов сообщений различных потребительских систем. Каждой прикладной системе доступно множество источников, а связи между сообщениями в разнородных приложениях строятся по принципу «многие-ко-многим». К примеру, если в одной из систем изменится адрес, она обязана уведомить об этом событии десять других систем, что в общем случае потребует пересылки десяти различных сообщений или файлов. Благодаря этому брокеру достаточно отправить сообщение в одном формате, а далее он уже сам приведет его к нужному виду, доступному десяти приложениям-получателям.
Такие брокеры могут иметь различную настройку конфигурации и использовать для доставки сообщений элементарные, поддерживающие связь только с одним контрагентом, формы промежуточного ПО (к ним относятся, в частности, большинство процедур удаленного вызова, промежуточные программы, ориентированные на обработку сообщений, брокеры объектных запросов и мониторы обработки транзакций). В то же время брокеры сообщений по-прежнему должны обладать средствами преобразования сообщений и поддержки связей типа «многие-ко-многим», необходимых для организации электронной коммерции.
Аналитики Gartner ожидают дальнейшего ускорения темпов разработки и выпуска ПО, адаптации приложений и технологий Интернета к требованиям электронной коммерции. Производители вынуждены постоянно искать решения возникающих технических вопросов и уделять этому направлению больше внимания, нежели развитию других сетевых и компьютерных платформ.
Барбара Рейлли — сотрудник подразделения Electronic Commerce Strategies компании Gartner Group. Связаться с ней можно по адресу: breilly@gartner.com.