Один из докладчиков Второй практической конференции «Технологии блокчейна 2018», организованной издательством «Открытые системы», Дмитрий Пигров, руководитель развития систем самообслуживания компании МТС, рассказал Computerworld Россия о том, что может дать блокчейн оператору, его партнерам и абонентам и какие проблемы встают на пути внедрения этой технологии.
— Что может дать телеком-оператору блокчейн?
Для операторов сейчас сложные времена. Растет конкуренция внутри отрасли, в нашем случае — между компаниями «большой четверки», плюс по цене поджимают виртуальные операторы. Доход с одного абонента падает, надо искать пути повышения эффективности, сокращения потерь. Кроме того, накопленные данные об абонентах, умение работать с огромным числом клиентов подталкивают операторов к выходу на новые рынки в поисках новых источников доходов.
Если идти от традиционных задач оператора, то, например, возможно создание на базе блокчейн-платформы биллинговой системы. Но это, наверное, не самое насущное для крупных операторов; смена биллинга, с учетом накопленной базы данных, для них задача очень сложная, которая потребует и изменения архитектуры всей ИТ-системы.
Думаю, пионером в этой области станет какой-нибудь начинающий виртуальный оператор, который создаст блокчейн-биллинг с нуля. А операторы из «большой четверки» посмотрят на его опыт.
Блокчейн, как полагает Дмитрий Пигров, даст оператору возможность не только поднять эффективность основного бизнеса, но и выйти на новые рынки |
Более перспективно внедрение блокчейна во взаимодействие с контрагентами, например в области роуминга. Сейчас расчеты в роуминге — между абонентом, его «домашним» оператором и оператором сети, в которой он в данный момент находится, — производятся с задержкой, иногда существенной. Это дает возможность для различного рода мошеннических действий. При внедрении системы расчетов на базе блокчейна процессы взаимодействия операторов друг с другом и абонентом стали бы быстрее и прозрачнее. В момент входа абонента в гостевую сеть между операторами, местным и «домашним», выполняется умный контракт в соответствии с условиями соглашения между ними. Это позволит мгновенно проверять авторизацию и проводить расчеты, что приведет к резкому снижению затрат и сокращению потерь от мошенничества. Потери эти, по оценкам аналитиков, в мировом масштабе подбираются к 40 млрд долл.
— То есть эту систему надо внедрять сразу у всех операторов или, по крайней мере, у большей их части?
Безусловно. В этом большая проблема, поскольку в проекте должны участвовать не только российские операторы, но и иностранные, хотя бы крупнейшие.
— Оба названных сценария использования блокчейна возможны только в будущем. А есть ли сценарии, которые можно было бы реализовать «прямо сейчас»?
Из реальных проектов — телеком-компании могли бы создать на базе блокчейна единый реестр номеров телефонов. Это значительно ускорило бы переход абонента от оператора к оператору, этот процесс длился бы не неделю, как сейчас, а пару часов, которые бы потребовались для того, чтобы решить вопросы с программами лояльности, затрагивающие третьи компании. Но пока этот проект существует только в теории: необходима заинтересованность всех телеком-операторов, правда, в рамках страны.
Блокчейн-платформа даст возможность создать программу с единой системой вознаграждения за лояльность. Абонент получает в рамках программы лояльности токены — от оператора или другого участника программы, скажем, розничного магазина, которые может потратить на товары любого другого участника. При этом токены имеют и «внешнюю» стоимость — их можно продать на бирже компаниям, которые хотят подключиться к программе лояльности, а для этого им нужно иметь некоторый первоначальный запас токенов.
Поскольку практически все жители нашей страны являются клиентами одного из операторов, то их общая платформа будет иметь огромную пользовательскую базу.
Но тут опять же операторам надо договориться между собой, а государству — определиться в отношении криптовалют.
Из «внутренних» проектов мне кажется перспективным создание внутреннего блокчейн-решения для управления идентификацией пользователей.
У оператора уже есть важнейшие данные его абонентов. Блокчейн даст ему возможность управлять этими данными.
При этом пользователю не надо будет иметь множество учетных записей в разных сервисах, массу паролей: с помощью одного ключа он может получить доступ ко всему массиву собственных данных и документов, а также к услугам, которые оказываются ему на их основании. Например, если в систему внесен его паспорт и водительские права, он сможет покупать билеты на самолет и брать машину в аренду, не предъявляя бумажные документы.
Еще одно реальное направление развития — это создание блокчейн-платформы Интернета вещей. В умном городе или на умном производстве решения принимаются на основании показателей, переданных датчиками по каналам связи телеком-оператора. Если эти данные подделать, то последствия могут быть очень тяжелые, тогда как решение на базе блокчейна позволит контролировать истинность данных. Это то направление, в котором работают все крупные операторы.
— С перспективами понятно, а что мешает внедрению блокчейна?
Начнем с того, что у блокчейна есть ряд «врожденных» проблем — с масштабируемостью, например. Его эффективность снижает также то, что каждый узел должен выполнять те же операции, что и другие узлы.
Не совсем понятно, как блокчейн впишется в наши нормативные рамки, законов «про блокчейн» пока нет.
Также надо понимать, что внедрение блокчейна потребует радикальной перестройки не только ИТ-архитектуры, но и бизнес-процессов. При этом для воплощения блокчейн-проектов в жизнь необходимо создание огромного подразделения. А сейчас рынок специалистов в этой области настолько скуден, что надо или выращивать их с нуля, или перекупать за большие деньги. Так что, планируя проект, надо очень точно оценить его бизнес-ценность для компании. Думаю, для телеком-операторов основная проблема — определить лучшую точку приложения сил в этом направлении.