Самой горячей темой нынешнего года стал бизнес, основанный на данных. Умение работать с ними — первый шаг к цифровому предприятию. И технологии Больших Данных должны сыграть важную роль в процессе цифровой трансформации бизнеса, государства и общества.
Как показали выступления участников форума BIG DATA 2017, организованного издательством «Открытые системы», отношение компаний к Большим Данным становится все более взвешенным и осмысленным, а на рынке постепенно появляется все больше новых лучших практик в этой области. (Традиционное ежегодное мероприятие, уже шестое, собрало в этом году более 400 участников.)
Андрей Белозеров, советник министра правительства Москвы Артема Ермолаева по стратегическим проектам и инновациям, рассказал об инновациях в городском управлении. В прошлом году столичный Департамент информационных технологий создал собственное подразделение по работе с Большими Данными, сейчас оно состоит из 40 человек. Работать есть с чем: у города много источников данных. Так, он закупает у всех операторов «большой четверки» данные, позволяющие оценить миграцию жителей. Есть и свои источники: например, вся муниципальная техника оснащена телематикой, и технология Интернета вещей, по словам Белозерова, «перевернула город».
«Сейчас мы в реальном времени видим на карте, как транспорт расползается на уборку, и понимаем, кого надо премировать, а кого — наказывать», — заявил он. Следующим этапом должны стать носимые устройства для дворников, позволяющие контролировать их работу, а может быть, даже и выдавать им оперативные задания. Тем не менее, как признал Белозеров, термин Data Science в чиновничьей среде пока вызывает ужас, и приходится проводить много работы, объясняя, зачем это нужно и какую ценность несет.
Сбербанк, традиционный участник мероприятий, посвященных тематике Больших Данных, добился на этом поприще действительно заметных успехов. Елена Ивашечкина, заместитель директора департамента корпоративных клиентов Сбербанка, продемонстрировала, что анализ данных играет большую роль не только в розничном бизнесе: корпоративные клиенты требуют не меньшего внимания.
Ценность не в данных, а в людях
«Все больше компаний осознают, что им нужны Большие Данные, хотя пока в своих попытках их использовать эти компании подобны человеку, пытающемуся пить из шланга с мощной струей воды», — провел аналогию Евгений Степанов, руководитель направления HPE Big Data Platform в России. Большинство компаний пока лишь ведут пилотные проекты и выбирают технологии. Только 2% заказчиков сумели достичь какой-либо зрелости в своих подходах.
Дмитрий Марченко, директор по маркетингу облачной платформы Microsoft, также отметил, что большинство компаний не способны справиться с нынешними объемами данных. Надвигается волна данных, вызванная растущим использованием технологий Интернета вещей, и многих эта волна захлестнет. Тем не менее Марченко призвал не отказываться от сбора данных: «Данных не бывает слишком много, даже если вы сейчас не знаете, что с ними делать».
Как напомнил Петр Борисов, руководитель направления Big Data в DIS Group, чтобы трансформировать компанию, мало внедрить технологии Больших Данных. Нужно изменить сознание людей и дать данные в руки каждому сотруднику, предоставив им инструменты самообслуживания.
С этим тезисом согласен и Роман Раевский, генеральный директор компании «Полиматика Рус». Он подчеркнул: цель аналитики меняется, она превращается в служебный процесс, необходимый для непрерывного воздействия на аудиторию или процессы. Иной становится и роль самих аналитиков — теперь это скорее генераторы прибыли, чем программисты.
Федор Павлов, консультант по технологиям хранения Dell EMC, говоря о проблемах экономической эффективности проектов Больших Данных, заметил: корень проблемы в том, что компании, пытаясь найти ценность в данных, совершенно забывают про человека. Они занимаются исключительно технологиями, а это не работает. По мнению Павлова, надо вспомнить, что Большие Данные еще и инструмент познания человека, изучения его модели поведения. Выигрывают те, кто ставит правильную цель — сделать жизнь клиента лучше, чтобы тот сам с радостью платил за услуги.
Сергей Золотарев, директор департамента универсальных платформ данных IBS, рассказал о создании озер данных на базе свободного ПО. По его мнению, миграция на Hadoop уже становится типичным проектом, в последнее время заказчики хотят не корпоративное хранилище, а именно озеро данных.
Еще одна тенденция заключается в том, что вычислять все чаще надо не «потом», а «здесь и сейчас». Как полагает Роман Гоц, директор Bull в России и СНГ, интерес компаний все больше смещается к обработке данных в реальном времени.
Искусственный интеллект нашел свою нишу
«Главное, что изменилось за последние годы, — появилось много технологий, использующих возможности Больших Данных», — сказал Андрей Пивоваров, руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга Oracle. Возникли новые идеи использования данных. Ярким примером может служить искусственный интеллект, за последний год он занял свою нишу в операционной деятельности компаний, появились явные позитивные примеры его использования. Как следствие, возник интерес со стороны крупных промышленных предприятий.
«Раньше искусственный интеллект порождал у заказчиков сверхожидания. Сейчас клиенты стали более реалистичными», — отметил Константин Горбач, директор по продажам Yandex Data Factory. Очень многое зависит от верной постановки задач. Например, не стоит ожидать удвоения продаж или выявления нового, доселе неизвестного направления в развитии. Но вполне достижима 3–5-процентная экономия на каком-либо процессе, оптимизация расходования сырья, снижение брака.
О важности искусственного интеллекта сказал и Денис Афанасьев, генеральный директор CleverData. Компании, действительно понимающие своего клиента, получают серьезное конкурентное преимущество. Однако важно не только понять эти потребности, но и применять искусственный интеллект для таргетирования и персональных рекомендаций, обеспечить согласованность кампаний в различных каналах.
Цифровому государству — цифровые дороги
Участники круглого стола «Большие персональные данные» (его модератором выступил Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен) сошлись в том, что регулирование рынку нужно, но не в том радикальном виде, который предполагает, к примеру, «закон Яровой».
Как заявил Александр Савельев, старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории по информационному праву НИУ ВШЭ, понятие «Большие Данные» во многом остается маркетинговым термином, оно до сих пор не устоялось, а значит, не готово к регулированию. Однако Большие Данные не должны оставаться в вакууме, и сегодня к ним применяется юридическая практика из смежной области баз данных.
«Большие Данные, наоборот, переросли правовое регулирование. Многие компании накопили огромные объемы данных и теперь не знают, как с ними работать», — считает Сергей Алимбеков, заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ.
Складывается впечатление, что сейчас главная задача многих компаний — отделить Большие Данные от персональных данных, чтобы не попасть под жесткое регулирование. Все знают: для развития страны необходимы дороги. А в условиях цифровой экономики нужны «цифровые дороги», а этим дорогам — четкие правила, по которым можно вести бизнес с использованием данных.