Что такое Большие Данные и сколько это в гигабайтах? Как их регулировать? Чем они отличаются от персональных данных? Эти вопросы стали центральными на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках форума BIG DATA 2017. В дискуссии приняли участие представители Microsoft, «МегаФона», IBS, DHL Express, а также НИУ ВШЭ, УЦ «Информзащита» и Фонда развития интернет-инициатив, а модератором стал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
Большие Данные — термин во многом пока маркетинговый, не устоявшийся, трактовка его различна и, стало быть, его рано вводить в правовое поле, считает старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории по информационному праву НИУ ВШЭ Александр Савельев. Однако это, как подчеркнул он, не означает, что Большие Данные существуют в правовом вакууме. Незаконное использование персональных данных, а также нарушения прав на базы данных уже пресекаются, причем довольно эффективно, и необходимости в дополнительном регулировании пока нет, полагает Савельев.
Государство жестко и достаточно успешно регулирует область персональных данных, но далеко не все Большие Данные являются персональными, как и не все персональные данные относятся к Большим Данным. Исходя из этого и нужно выстраивать правовое регулирование, считает директор по корпоративным вопросам Microsoft Ульяна Зинина.
Для участников рынка главный вопрос в том, как отделить Большие Данные от персональных, чтобы не попасть под достаточно жесткое законодательство. С этим согласен заведующий кафедрой юридических проблем защиты конфиденциальной информации УЦ «Информзащита» Владимир Журавлев. По его мнению, здесь будет полезен прецедентный опыт, в частности решение суда по иску, поданному социальной сетью «ВКонтакте» против Национального бюро кредитных историй и компании Double Data. Напомним: в конце января 2017 года соцсеть обвинила их в использовании с коммерческими целями информации из открытых профилей пользователей «ВКонтакте». На ее основе компании оценивали кредитоспособность пользователей и продавали сведения банкам.
По мнению участников дискуссии, для рынка ключевой вопрос состоит в том, как отделить Большие Данные от персональных |
Серьезную проблему представляет уже сложившийся и успешно работающий рынок «черных» данных, и это — одна из главных причин, почему Большие Данные нуждаются в регулировании, указал заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков. Он также подчеркнул, что государство заинтересовано в подобном регулировании хотя бы потому, что оно сулит дополнительные налоговые поступления. С другой стороны, отметил Алимбеков, многие компании уже скопили огромные массивы данных, но просто не знают, что с ними дальше делать, и здесь также были бы полезны некоторые ориентиры.
Не менее важен вопрос, кому все-таки принадлежат Большие Данные, потому что именно исходя из этого будет выстроено и должно работать правовое регулирование, считает Савельев. По его словам, есть несколько точек зрения на то, кто владеет правами на данные — субъект персональных данных, оператор или государство. По мнению Савельева, право считаться обладателем базы данных должно получать лицо, которое провело работу по сбору и обработке Больших Данных. Иными словами, обладателем этих данных должна являться компания-оператор, по аналогии с тем, как авторские права принадлежат тому, кто являлся непосредственным создателем того или иного произведения.
Если мы принимаем тезис, что права на Большие Данные принадлежат компании, собравшей их и обработавшей, то не вправе забывать о принципе балансировки законных интересов, которые должны лежать в основе любого решения о том, как эти данные могут быть использованы, добавила Зинина. Вопрос, будут ли нарушены законные интересы пользователей или клиентов, и если да, то насколько, всегда должен задаваться перед принятием решения о том, как использовать данные или коммерциализировать их, подчеркнула она.
Коснулись на дискуссии и «закона Яровой», предписывающего операторам связи хранить данные своих пользователей, что также можно считать примером государственного регулирования в области Больших Данных. Исполнение этой части требований пакета антитеррористических поправок заставит операторов связи тратить значительные средства на хранение данных, а не на их интеллектуальную обработку, что вряд ли положительно скажется на развитии технологий и сервисов Больших Данных в целом, об этом напомнил директор по связям с законодательной и исполнительной властью «МегаФона» Дмитрий Петров.