Довольно редко бывает так, что инженеров-программистов превозносят как героев, но вот глава компании Roborace Денис Свердлов намерен изменить сложившуюся ситуацию.
Свердлов, имеющий опыт работы генеральным директором оператора мобильной связи Yota, учредил компанию Roborace в прошлом году с целью организации уличных гонок, в которых самоуправляемые автомобили будут соревноваться друг с другом. (В период с 2012-го по 2013 год он являлся замминистра связи и массовых коммуникаций РФ. — Прим. ред.)
«В гоночном мире инженеры, как правило, находятся за кулисами, — заметил он, выступая на всемирном мобильном конгрессе Mobile World Congress в Барселоне. — Что касается самоуправляемых автомобилей, то в этом случае именно инженеры-программисты являются настоящими героями».
Проектирование и строительство высокоскоростных гоночных автомобилей стоит очень дорого, но Свердлов хочет превратить Roborace в соревнование интеллектов, а не финансовых ресурсов.
«О схватке бюджетов здесь речи не идет», — подчеркнул он.
Создавать собственные автомобили гоночным командам не придется. Roborace предлагает десять совершенно одинаковых электромобилей, команды же соревнуются в написании программ, обеспечивающих их автономное передвижение.
«Мы специально сделали так, что все команды используют одни и те же аппаратные средства, — пояснил Свердлов. — Все свои силы им придется потратить на создание программного обеспечения».
Первооткрывателем гонок на электромобилях Roborace не стала. Турниры с человеком в качестве пилота уже проводятся под эгидой «Формулы-E».
Представленный конструкторами и дизайнерами Roborace автомобиль выглядит весьма эффектно |
«Идея Roborace возникла в результате дискуссий, проходивших год назад на этапе гонок в Пекине, — сообщил генеральный директор ‘Формулы-E’ Алехандро Агаг, выступивший на MWC вместе со Свердловым и директором Roborace по проектированию Дэниелом Саймоном. — Гонки роботов должны оказать серьезное влияние на будущее самоуправляемых автомобилей».
Причины этого вполне понятны. Автономные автомобили часто критикуют за очень медленный и чересчур вежливый стиль вождения, предписывающий им останавливаться перед невнимательными пешеходами, однако, с точки зрения Агага, искусственный интеллект на колесах должен носить более агрессивный характер.
«Представьте себе двух роботов, которые бок о бок приближаются к повороту, — предложил он. — Кто из них затормозит первым? Все очень просто. Тот, чьи разработчики талантливее, вырвется вперед».
Есть вероятность, что эти особенности вождения унаследуют и автомобильные роботы, которые рано или поздно придут на смену водителям-людям.
По словам Свердлова, Roborace намеренно избегает проводить соревнования на гоночных трассах. «Поскольку мы ориентируемся на обычные серийные автомобили, гонки будут проходить в больших городах и на обычных дорогах», — пояснил он.
Аналогичные технологии с контролем окружающего пространства разрабатываются и другими создателями автономных автомобилей, включая Uber и Alphabet Waymo.
Представленный Саймоном автомобиль получился довольно эффектным. Стоит отметить также, что модели, созданные Саймоном ранее, принимали участие в съемках голливудских фильмов «Трон: наследие» и «Первый мститель».
В передней части 975-килограммового автомобиля находятся четыре лазерных датчика, которые позволяют определять форму объектов, находящихся впереди, и расстояние до них. Еще один такой датчик размещен сзади. Изображения с шести камер поступают во встроенную систему искусственного интеллекта. Дополняют окружающую картину данные, поступающие с 18 ультразвуковых датчиков.
Мозг автомобиля должен думать очень быстро, с тем чтобы успевать обрабатывать всю собираемую информацию. Четыре двигателя мощностью 300 киловатт позволяют развивать скорость до 320 километров в час. Это намного больше, чем у прототипов Waymo, скорость которых не превышает 40 километров в час.