Закон о применении информационных технологий в сфере охраны здоровья, легализующий дистанционное предоставление медицинских услуг, вступает в силу с 1 января 2018 года. По сравнению с первоначальным законопроектом Минздрава принятый документ дает гораздо больше возможностей для развития телемедицины в сегменте «врач—пациент», однако весьма сомнительно, что для участников рынка эти возможности откроются через несколько недель. «Законодательство очень консервативно и местами противоречит здравому смыслу с точки зрения финансов», — отметил Григорий Бакунов, руководитель сервиса «Яндекс. Здоровье», в своем выступлении на бизнес-бранче «Комммерсанта», посвященном старту отрасли и итогам года.

Необходимые для официального запуска телемедицины в России нормативные акты в декабре только предполагается утвердить, часть из них еще не согласована и даже не дописана. На приведение бизнеса в соответствие с требованиями, которые участникам рынка еще неизвестны, времени не остается.

«Давайте скажем честно: c 1 января телемедицины в России официально нет, — заявил Бакунов. — Она когда-нибудь появится, но до этого надо еще дожить».

«Мы не понимаем, что законодатель будет требовать от нас с 1 января», — добавил Илья Куприянов, директор по развитию социальной сети «Доктор на работе». По его словам, 2017 год все-таки стал переломным, хотя многие ожидания участников рынка сильно разошлись с реальностью: деньги вложены большие, а заработки пока невысоки, маленьким компаниям не удалось добиться заметных успехов, даже при том что платежеспособный спрос на телемедицинские услуги очевиден.

Григорий Бакунов: «Давайте скажем честно: c 1 января 2018 года телемедицины в России официально нет»

Источник: «КомммерсантЪ»

 

Стратегический запас

Бакунов обратил внимание на два важных факта. Во-первых, телемедицина — единственный для страны способ собирать достоверные данные о здоровье населения: чем люди болеют, как они лечатся и каковы результаты лечения. «Накопление этих данных — в каком-то смысле стратегический запас страны», — говорит он. Во-вторых, врачам запись телеконсультаций дает возможность дополнительного обучения и обратной связи c более опытными коллегами.

Удаленные консультации врачей не просто востребованы, для многих пациентов они критически важны: сотни телеконсультаций в «Яндекс. Здоровье» закончились вызовом скорой помощи. «Пока мы медлим, стараясь максимально аккуратно внедрять дистанционные технологии, страдают люди, которых от квалифицированной медицинской помощи отделяют сотни километров», — напомнил Бакунов. Около половины всех телеконсультаций «Яндекса» приходится на регионы, благодаря сотовым операторам Интернет там работает иногда даже лучше, чем в столицах.

В следующем году в работе сервиса придется многое изменить. «Мы готовы к любому развитию ситуации, не хотелось бы закрывать бизнес, и мы не собираемся этого делать», — говорит Бакунов.

Те десятки тысяч платных консультаций, которые уже проведены за полгода с момента запуска сервиса «Яндекс. Здоровье», компания квалифицирует как информационные услуги. Речь не идет о постановке диагнозов.

Николай Зайченко, партнер юридической компании Nevsky IT Law, cчитает, что для компаний, не претендующих на государственные деньги и не уклоняющихся от уплаты налогов, возможность оказывать информационные услуги сохранится. Однако директор Департамента ИТ и связи Минздрава РФ Елена Бойко ранее однозначно указывала, что даже устная консультация врача согласно новому закону является медицинским вмешательством.

«Мы не намерены рисковать, c 1 января мы будем удаленно работать только с пациентами, которые уже проходили у нас очную консультацию», — сообщил Константин Лядов, директор стационарного кластера «Медси».

Шансы реабилитации

А вот дистанционная реабилитация — когда врачи стационара разрабатывают программу восстановления здоровья пациента на дому после прохождения лечения в клинике, отлично укладывается в существующие нормативные рамки. Ведь в этом случае у клиники есть возможность оформить все необходимые документы очно. Программа реабилитации предусматривает занятия на тренажерах, контроль состояния пациента и правильности приема лекарственных препаратов, психологическую поддержку и назначение необходимых анализов. По словам Лядова, Минздрав готов включить услугу удаленной реабилитации в систему ОМС, так как это позволит исключить дорогостоящий второй этап реабилитации в стационаре. В некоторых регионах, например в Пермском крае и в Якутии, фонды ОМС уже рассчитывают стоимость домашней реабилитации, которую будут проводить сотрудники той клиники, где пациент лечился. «Как только услуга становится бесплатной для пациента, она начинает активно развиваться», — подчеркнул Лядов.

Что готовит год грядущий?

Cтартапов, оказывающих пациентам дистанционные услуги, создано множество, однако отработанной технологии плавного перехода из офлайна в онлайн и обратно пока нет даже внутри медицинских учреждений. «Мы наблюдаем хайп вокруг цифровой медицины», — говорит Владимир Гурдус, член экспертного совета при «Открытом Правительстве» РФ. По его мнению, 2018 год обещает быть интересным ИТ-компаниям, предлагающим решения для лечебных учреждений: те, кто пока присматриваются к этому рынку, начнут искать решения для себя и своих пациентов. На рынок уже пришли серьезные инвесторы, причем такие, которых в отрасли здравоохранения никто не ждал: помимо крупных страховых и интернет-компаний, это крупные банки — Сбербанк, ВТБ, а также операторы «ВымпелКом», «МегаФон» и МТС.

В 2018 году можно ожидать запуска нескольких пилотных проектов на государственном уровне, повышения маркетинговой активности тех, кто уже пришел на этот рынок, и попытки интеграции традиционных и онлайн-услуг в новом законодательном поле. А через год-два телеконсультации станут частью «гигиенического набора» любого медицинского учреждения, которое работает с пациентами в коммерческом режиме, уверен Гурдус.

«Лучшее, что может случиться с телемедициной, — она должна умереть, растворившись в обычной медицине», — полагает Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины компании «Инвитро». Технологии должны стать повседневным инструментом. Но над такой «смертью» телемедицины еще предстоит поработать.

 

Doctor Smart на блокчейне

Запуск первого прототипа российской платформы Doctor Smart для доступа к врачам со всего мира, использующей технологии искусственного интеллекта и блокчейна, запланирован на первый квартал 2018 года. Клиенты сервиса Doctor Smart смогут получить комплекс онлайн-услуг терапевтов, диетологов, психологов, фитнес-тренеров и других специалистов. В перспективе, помимо непосредственных видеоконсультаций, Doctor Smart позволит клиентам записаться в обычную клинику и лабораторию для сдачи анализов, подобрать ближайшее и наиболее комфортное по цене учреждение, а после прохождения процедур или получения назначений подгрузить результаты обратно в систему, где они станут доступны пользователю в личном кабинете.

Помимо прочего, сервис предполагает сбор и предиктивный анализ информации с носимых устройств с целью постоянного мониторинга состояния здоровья клиента, проактивное предупреждение о заболеваниях и выдачу рекомендаций по их профилактике. В данный момент компания разрабатывает системы подключения к устройствам Garmin, Healbe и Apple, а также формирует условия партнерств со страховыми компаниями, медицинскими учреждениями и фитнес-центрами.

Инвестиции в проект составили несколько миллионов долларов из личных средств основателя сервиса — Павла Ройтберга, создателя компании «Цифровые миры» и члена совета директоров клиники «Медицина».