В рамках недавней выставки «Умный город» были организованы конференции, посвященные различным аспектам применения информационных технологий в масштабах города, дома или отрасли.
Одна из них, «Технологии будущего для объектов HoReCa», была посвящена применению ИТ в сфере «индустрии гостеприимства». В основном речь шла об отелях, поскольку в них больше объектов для информатизации.
Современная гостиница вынуждена быть технологичной. Как правило, мы знакомимся с отелем через Интернет, бронируем номер на сайте самого отеля или агрегатора, благодаря чему значительно сокращается время, необходимое для заселения: наши данные уже есть в системе гостиницы, дверь в современных отелях открывается с помощью карточки, на большей части территории здания есть беспроводная сеть, умный телевизор оперативно оповещает гостя о состоянии его счета, о дополнительных сервисах, предлагаемых гостиницей и ее партнерами.
Среди других, менее заметных постояльцу сервисов — учетные системы, решения в области обеспечения безопасности, средства автоматизации отслеживания состояния инженерной инфраструктуры.
В основе современного комфортабельного отдыха лежат ИТ, но они для отельеров не цель, а средство |
Впрочем, на конференции скорее шел о том, каковы границы осмысленной компьютеризации гостиничного хозяйства. Представители ИТ-компаний рассказывали, что они могут, а ведущий Вадим Прасов, управляющий партнер «Альянс отель менеджмент», комментировал эти возможности с точки зрения потребностей отельеров.
Скажем, в люксовых отелях Азии внедрили умные шторы, которые сами, в отсутствие постояльца, могут принимать решение о том, что комнату надо затемнить для предотвращения ее излишнего нагрева. Это создает комфортные условия для постояльца и экономит энергию на кондиционирование. Однако в средних широтах экономия выйдет малозаметной. А поскольку гости с непривычки рано или поздно пойдут открывать умную штору по-простому, руками, то и срок ее жизни будет невелик.
Другой пример — умные телевизоры, которые стали почти неизбежной деталью современного номера. Но попытка перенести информационные сервисы в смартфон постояльца посредством закачивания туда гостиничного мобильного приложения или даже выдача гостю планшета с предустановленным ПО себя не оправдывает — гостю телевизор привычнее.
Можно, конечно, внедрить систему открывания дверей номеров с помощью мобильных телефонов постояльцев вместо уже привычных карточек, но зачем, если есть уже работающее и достаточно привычное решение? Гостиничный бизнес, по словам его представителей, не такой уж доходный, срок окупаемости проекта — лет десять, любой затратный проект увеличивает этот срок. При этом, как отметил Андрей Михайлец, исполнительный директор «Независимого гостиничного альянса», вложения в ИТ — «долгоиграющие», а смена управляющих и даже владельцев отелей не так уж редка. А посему, резюмировал Прасов, «отели не могут быть центрами инновации».