Форум «Открытые инновации» — это прежде всего растущий масштаб и статус обсуждения цифровой трансформации. В этом году в технопарке «Сколково» собралось свыше 18 тыс. человек из 98 стран — на 6 тыс. больше, чем в прошлом. Первый день форума был посвящен судьбе бизнеса, которому предстоит либо трансформироваться, либо умереть, второй — роли государства при переходе к цифровой экономике, третий — изменениям, происходящим в обществе под влиянием технологий.
На выставке демонстрировалось более ста инновационных разработок, включая компьютер для незрячих ElBraille, экзоскелет для пациентов после инсульта или травмы, автономные дроны грузоподъемностью 1 кг и дальностью полета 5 км и робота-андроида по имени София. Но главное внимание участников форума было приковано к дискуссиям.
Если согласиться с тем, что цифровая трансформация начинается с руководителей, то следует признать: такая трансформация в России уже идет. Среди 650 выступавших на форуме были не только технологические евангелисты и футурологи с мировым именем, профессора авторитетных бизнес-школ, ведущие эксперты в области управления и известные ИТ-предприниматели, но и руководители крупнейших российских корпораций, а также чиновники всех уровней, пример которым традиционно подает глава правительства.
«Цифровизация — вопрос конкурентоспособности самого бизнеса, в конечном счете сам бизнес в этом заинтересован, — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев. — Еще вчера никому не известные стартапы способны выбить с рынка очень солидных, серьезных игроков (и это происходит во всех странах), предложить лучшую бизнес-модель, продвинуть свое платформенное решение».
На «Открытых инновациях» присутствовало немало компаний, подтверждающих этот тезис. Пример с такси стал уже хрестоматийным. Между тем всего четыре года назад идея пересадить людей с собственных автомобилей на «ИТ-сервисы» была лишь концептуальной, напомнил Дэйв Вайсер, основатель Gett. А сегодня на счету этой израильской компании десятки миллионов пассажиров и миллиарды километров. По словам Вайсера, в транспортной отрасли фундаментальный сдвиг в сторону сервиса уже произошел: интенсивность использования автомобилей выросла в разы, и теперь требуется в десять раз меньше машин, чтобы обеспечить тот же пробег, что и раньше. Это серьезно повлияет как на индустрию производства автомобилей, так и на соприкасающиеся с ней.
Gett сегодня работает в ста городах четырех стран, а ее оборот перевалил за 1 млрд долл. Но риск оказаться вытесненным с рынка касается и успешных технологических платформ.
Дэйв Вайсер: «Чем больше бизнес, тем выше шанс, что его может не стать через десять лет» |
Чем крупнее бизнес, тем выше вероятность, что его может не стать через десять лет, полагает Вайсер: «Два года назад мы поняли, что нашего бизнеса не будет через пять лет, если мы не получим доступа к технологии беспилотных автомобилей. Те, у кого такая технология будет, смогут предлагать услугу на 40% дешевле».
В Gett стали искать себе в партнеры автопроизводителя и привлекли в акционеры Volkswagen.
Популярные ИТ-сервисы меняют модель работы бизнеса со своим транспортом: более 7 тыс. предприятий используют Gett в качестве корпоративного парка. Для одних это означает сокращение расходов, для других — изменение структуры рынка.
Cегодня компании, подобные Gett, занимают 5–10% ИТ-рынка, но в течение ближайших трех-четырех лет будут занимать около 25%, полагает председатель правления IBS Сергей Мацоцкий, а через следующие пять лет добавят к ним еще 20–30%. «Подавляющее большинство компаний новой экономики не нуждаются в ИТ, они сами себе интеграторы, наш классический рынок старой ИТ-экономики стремительно сужается», — говорит он.
Чтобы выжить, бизнесу требуются радикальные перемены. В качестве примера такой перемены Мацоцкий привел концепцию цифрового HR, разработанную для X5 Retail Group, которая позволяет ретейлеру, не имея ни одного рекрутера, набирать около 150 тыс. человек в год.
В то же время, сравнивая поведение российских и западных заказчиков, Мацоцкий отметил, что крупные отечественные компании слишком спокойны, так как работают в не совсем жесткой конкурентной среде и перестраиваться им не очень-то и нужно.
Тем не менее технологии способны поменять от «А» до «Я» любую индустрию, какой бы крупной и устойчивой она ни была.