Руководитель магистратуры «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» НИУ ВШЭ Наталья Чиненова обрисовала современные тенденции и вызовы, которые влияют на моду и способы общения с покупателями. Так, по ее словам, понятие среднего класса исчезает, интернет-технологии позволяют работать из дома, не ходить по магазинам, а делать заказы онлайн. Современные потребители предпочитает качественные и экологичные товары. Они самостоятельны в выборе и стремятся к индивидуализации, поэтому получает популярность кастомизация продукции, когда человек вносит изменения в приобретаемую вещь и получает на выходе нечто уникальное. Исследования, рассказала Чиненова, показали, что в Европе покупатели готовы ждать свой индивидуальный продукт месяц, в то время как обычный товар — не более суток. Лояльность клиентов вырастает на 83%, если они получают то, что удовлетворяет их личные потребности. Востребованными становятся маленькие магазины в противовес гипермаркетам, магазины около дома и специализированные магазины, где конкретному человеку удобнее найти то, что ему нужно.
Мировые бренды, такие как Burberry, Gucci, Prada, Chanel, используют новые технологии в производстве. Тем не менее логистические цепочки остаются: товар необходимо производить и доставлять, а с клиентом при подборе персональной вещи — общаться.
Директор по цифровой трансформации Microsoft в России и СНГ Арсений Тарасов поделился некоторыми своими наблюдениями. Магазин стал неотъемлемой частью повседневной жизни, он всегда с покупателем. Потребитель может сделать покупку в специальном месте или же через смартфон, телевизор, на остановке общественного транспорта, в самолете — ему везде доступны одинаковые возможности и сервис. По мнению Тарасова, в будущем магазины станут центрами культуры и развлечений с элементами театрализованного технологического шоу. Они появятся в нетрадиционных местах (отели, салоны красоты), поэтому брендам придется думать, как сделать доступ к товарам наиболее удобным. В качестве примера нестандартного подхода к клиентам Тарасов привел прошлогоднюю Лондонскую неделю моды, где дизайнер Мартин Далгаард использовала HoloLens для показа своей коллекции. Гости в пустой комнате смотрели дефиле в очках смешанной реальности.
Современные потребители стремятся к индивидуализации, поэтому и получает популярность кастомизация одежды, когда человек вносит изменения в приобретаемую вещь и получает на выходе нечто уникальное |
Сегодня каждый сможет побыть дизайнером. Уже сейчас набирает популярность кастомизация одежды и обуви. Также развиваются технологии изготовления продукции непосредственно в магазине на 3D-принтере и технологии быстрого подбора подходящей одежды, например мгновенное снятие мерок со всего тела.
Кроме того, одежда не только создается с помощью технологий, но и сама становится технологией. В будущем куртки будут определять, холодно ли их владельцу, менять цвет в зависимости от настроения или погоды и даже распознавать первые признаки приступа эпилепсии. Так, существуют Duoskin, управляемая смартфоном татуировка, и Lightwear, аксессуары из светоизлучающих материалов, которые помогают бороться с депрессией.
Генеральный директор ELSE Corp S.r.l. Андрей Голуб представил технологию производства кастомизированной обуви, разработанную в облаке Microsoft Azure. По задумке создателей, клиент приходит в магазин, где специальное устройство сканирует его ноги и предлагает подходящую ему по размеру и форме модель туфель, кроссовок, ботинок и т. д. Далее покупатель на планшете, подключенном к телевизору, конструирует из предлагаемых элементов дизайн: выбирает цвет, рисунок, украшения. После этого уникальная пара обуви уходит на изготовление, а затем доставляется либо в магазин, либо непосредственно покупателю. При этом клиент, подчеркивают создатели, не изобретает что-то новое, а составляет из предлагаемых вариантов индивидуальный продукт.
ELSE Corp начала работать над своей технологией три года назад. Кастомизация и персонализация — вот реалии современного рынка, считает он. При этом само понятие рынка, как оно было раньше, исчезает. Массовый рынок превращается в рынок отдельного клиента. Магазин будущего — это магазин с мгновенной окупаемостью, без складов, потому что обувь производится под покупателя.
Бренд Face Shoes (обувь с фото и селфи на ней), основанный итальянским дизайнером Андреа Падованом, является одним из первых клиентов ELSE Corp. По словам Падована, на открытие магазина требуется 500 тыс. евро. Новая технология сэкономит владельцам деньги. Имена других компаний, купивших систему, не раскрываются.