В рамках агропромышленной выставки «Золотая осень», прошедшей в Москве на ВДНХ в первую неделю октября, группа компаний «Акрон», ведущий российский производитель минеральных удобрений, при участии издательства «Открытые системы», организовала на своем стенде дискуссионную площадку «Цифровизация и инновации в АПК». В течение двух дней эксперты рынка и разработчики решений обсуждали, как современные технологии способны изменить сельское хозяйство и каковы перспективы цифровой трансформации агропромышленного комплекса.
Открывая первую сессию дискуссионной площадки, посвященную стратегическим направлениям инновационного развития АПК, Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при правительстве РФ, заметил, что еще совсем недавно понятия «инновации» и «аграрный сектор» казались несовместимыми. Действительно, отрасль, особенно в России, выглядела очень консервативной и инерционной. Но сегодня жизнь заставляет аграриев пристально изучать тенденции цифровизации и брать на вооружение новейшие технологии, поскольку их отсутствие — это не только риск стать неконкурентоспособным, но и вопрос выживания на рынке.
Олег Моторин из Аналитического центра Минсельхоза России заявил, что министерство как регулятор аграрных отношений в стране должно формировать «правилы игры» для решения трех основных задач — обеспечения населения продовольствием, создания условий нормальной работы для сельхозпроизводителей и наращивания валютной выручки от агроэкспорта. Все это необходимо делать в условиях перехода к постиндустриальному сельскому хозяйству, когда основным средством труда и получения прибыли для аграриев становится программный код. Возможности сделать сельское хозяйство более эффективным традиционными способами — с помощью средств механизации или освоения новых земель — практически исчерпаны.
«Сегодня аграрий должен получать власть над кодом. Те, кому это не удастся, завтра рискуют быть поглощен теми, кто сосредоточит основные компетенции не в поле, а в офисе», — подчеркнул Моторин.
Аналитический центр Минсельзоза РФ создан для того, чтобы помогать аграрному сектору успешно встраиваться в создаваемую в стране цифровую экономику. Одной из основных задач является формирование единой информационной платформы, которая будет агрегировать данные по сельхозпредприятиям страны. За последние несколько лет, рассказал Моторин, проделана большая работа по интеграции многочисленных систем Минсельхоза, сегодня на общей платформе собирается порядка 13 тыс. различных показателей. Однако по-прежнему остается проблема несогласованности источников данных и отсутствия целых пластов информации, например, о фермерских хозяйствах, поскольку учитываются только те, которые получают субсидии от государства.
В Аналитическом центре планируют в будущем году запустить личный кабинет сельхозпроизводителя, через него хозяйства смогут на добровольной основе передавать достоверные данные о себе, а взамен бесплатно получать востребованные аналитические сервисы.
Uber для комбайнеров
Александр Герасимов, директор по анализу рынков облачных и ИТ-услуг компании J’son & Partners Consulting, призвал не забывать, что цифровизация требует вложений, и немалых. В России одна из основных проблем некрупных сельхозпроизводителей — низкий уровень потребления их продукции, поскольку цены на нее слишком высокие для большинства населения. А это ведет к недостатку средств на внедрение новейших технологий. С другой стороны, именно цифровая трансформация дает аграриям те инструменты, которые позволяют задействовать резервы повышения эффективности сельхозпроизводства и выпускать более качественный продукт за меньшую стоимость. Этими резервами, по мнению аналитиков, являются производительность труда и цепочки сбыта продукции.
Одной из основ цифровой трансформации в любой отрасли является облачная модель. По словам Герасимова, она демонстрирует эффективность в использовании не только серверов и ПО, но и вообще любых видов ресурсов, в том числе дорогих средств механизации, недоступных небольшим сельхозпроизводителям. В мире получает распространение своего рода Uber для аграриев, когда компании используют сложную технику из общего пула ресурсов, оплачивая только фактически потребленные мощности.
Еще одна новая возможность для аграрного сектора в цифровую эру — модель полной автоматизации сбыта (drop shipping), когда производитель оказывается связан с продавцом напрямую, и последний получает возможность реализовывать продукцию без расходов на склад. В результате из сбытовой цепочки исключаются лишние звенья и не возникает высокой торговой наценки, растет объем потребления сельхозпродукции, а распределение дохода становится более справедливым для производителя.
«Уберизация» парка комбайнов и полностью автоматизированная цепочка поставок — пока будущее российского сельского хозяйства, хотя в мире, по словам Герасимова, наблюдается настоящий бум подобных решений. Делом будущего, но, возможно, довольно близкого, является массовое внедрение в отечественном АПК технологий Интернета вещей, предсказательной аналитики, искусственного интеллекта и даже блокчейна. Их разработка российскими компаниями ведется очень активно. О перспективах вложений в такие технологии рассказал Никита Юрьев, инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив. На дискуссионной площадке «Акрона» также прошли специальные сессии, где представители стартапов и более зрелых бизнесов продемонстрировали свои решения для умного сельского хозяйства.