ИТ-отрасль столицы испытывает жесточайшую нехватку кадров. Сегодня в Москве работает около 400 тыс. ИТ-специалистов, тогда как требуется приблизительно 1 млн. Об этом в ходе Московского международного форума «Город образования» сообщил глава ДИТ Москвы Артем Ермолаев.
Чтобы обеспечить кадрами будущую цифровую экономику, в первую очередь нужно изменить школу. Хотя компьютеры и ноутбуки появились в московских школах еще 20 лет назад, сам процесс обучения в большинстве учебных заведений принципиально не менялся c позапрошлого века. И пока взрослые добиваются корпоративной мобильности и упразднения бумажного документооборота, поколение «родившихся со смартфоном в руках» на 11 лет сажают за парты с бумажными учебниками, сетуя при этом на отсутствие у школьников желания учиться. Когда же положение изменится?
По словам Светланы Романовой, руководителя направления ДИТ «Информационные технологии в образовании», перемены происходят уже сейчас. Строятся новые школы с помещениями под новые учебные задачи, активно развивается проект «Московская электронная школа» (МЭШ), которому предстоит качественно изменить образование и привести его в соответствие с ожиданиями детей. «Когда я вижу инженерные или медицинские классы, то жалею, что мне уже не нужно ходить в школу», — призналась Романова. ДИТ реализует порядка 30 проектов в сфере образования, рассказала она, но центральное место сегодня занимает МЭШ. Именно этому проекту Москва во многом обязана третьим местом в составленном PwC мировом рейтинге готовности городов к открытому адаптивному образованию.
На очереди концепции «школа везде», адаптивное образование, создание в школах дружелюбных пространств, и ИТ играют в этом существенную роль. Не случайно свои разработки на форуме «Город образования» представляли 80 высокотехнологичных компаний. Робототехника и программирование, мобильное и интерактивное образование, виртуальная и дополненная реальность, мастер-классы по Agile и нейропилотированию — МЭШ дает шанс попасть всему этому в каждую школу.
МЭШ — это облачная платформа, на которой функционируют обновленный электронный дневник и общегородской электронный журнал, имеющий свыше миллиона пользователей, сервис «Проход и питание», позволяющий контролировать вход и выход ребенка в школу, его питание в столовой и лицевой счет, а также библиотека электронных материалов.
С миру по сценарию
Функциональные требования к платформе были сформированы на основе идей, выдвинутых не только учителями и администраторами школ, но и родителями, и учениками. Главная ценность МЭШ — сценарии уроков, которые создают, загружают в библиотеку, редактируют и скачивают для работы сами учителя. Попытки разработать электронный образовательный контент силами узких специалистов неоднократно проваливались: полученные материалы не вписывались в реальные процессы. Теперь учителя обрели возможность создавать собственный цифровой контент — сценарии занятий, учебные пособия и виртуальные лаборатории, а также использовать любые материалы библиотеки для подготовки авторских программ. В библиотеке уже накоплено почти 50 тыс. готовых сценариев, 9 тыс. из них уже прошли модерацию методистов и доступны всем учителям. Остальные ждут своей очереди на модерацию, и пока ими пользуются только разработавшие их педагоги.
Создание качественного контента стимулируется системой грантов, выделяемых авторам самых востребованных материалов. Гранты за вклад в МЭШ уже получили более 50 учителей. Наполнять библиотеку смогут и ученики. «Юные программисты могут изменить учебник информатики и само преподавание информатики в школах, — говорит Ермолаев. — Мы приглашаем их разрабатывать контент, с помощью которого можно будет обучаться в школах на дополнительных курсах. Если такой контент будет востребован учителями, то юный программист получит деньги». Кроме того, сейчас прорабатывается механизм, чтобы наполнять библиотеку контентом сторонних разработчиков, его также предполагается оплачивать в зависимости от уровня спроса со стороны педагогов.
Каждому по потребностям
МЭШ предоставляет учителям возможность формировать учебные планы, проводить уроки по выбранным сценариям с помощью интерактивной панели, содержание которой дублируется на планшетах учеников, выставлять оценки с комментариями, давать домашние задания и общаться с родителями напрямую по защищенному от детей каналу.
Родители не только могут проверить оценки и посещаемость, уточнить расписание, пройденные темы и домашние задания в электронном дневнике, но и задать учителю вопрос или предупредить его об отсутствии ребенка в школе. Функция анализа поможет вовремя заметить изменения успеваемости, а доступ к электронной библиотеке — повторить материал, найти дополнительные тесты и подготовить ребенка к контрольным.
Школьники же смогут скачивать пособия на свой планшет, переходить по ссылкам на учебные материалы из домашнего задания в электронном дневнике, присоединяться к уроку из дома в случае болезни, проверять свои знания, сдавая тесты, использовать интерактивный контент и смотреть, как интересующую тему объясняли учителя в других школах.
«Московская электронная школа» была представлена на форуме «Город образования», собравшем 35 тыс. посетителей |
Скоро сказка сказывается…
Меньше других нуждаются в адаптации к новым условиям школьники, с нетерпением ожидающие развития МЭШ. Основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается ДИТ в информатизации образования, — это завышенные ожидания родителей и изменившийся менталитет учителей, сообщил Ермолаев. Родители думают, что, как только систему включат, все сразу заработает. Учителям, напротив, часто кажется, что ничего не выйдет. И это вполне объяснимо — адаптивность подразумевает, что количество учебных программ равно числу детей в классе. Технологии позволяют учить персонифицированно, однако учителей к этому не готовили.
«Представить все в электронном виде не самоцель, — заметил Ермолаев. — Мы в самой начальной стадии. Формально в следующем году все школы присоединятся к проекту, но на освоение новых возможностей требуется время». МЭШ — это прежде всего ПО, которое дает возможность проводить уроки не так, как раньше. «Наша цель — дать учителю инструмент, чтобы преподавать по-новому, встраивая любые технологии, от геймификации до мультимедиа, чтобы вовлечь ребенка в учебный процесс», — сказал Ермолаев. По его словам, департамент образования сегодня видит, какие учителя какие сценарии в каком классе используют, какие материалы выводятся на интерактивные доски, и даже может выявлять корреляции с успеваемостью учеников данного класса.
Как утверждается на сайте проекта, успеваемость детей в пилотных школах МЭШ повысилась на 15%, а их рюкзаки стали легче вдвое.
На всю страну
Вскоре после завершения форума Минобрнауки и правительство Москвы подписали соглашение, согласно которому учителя в регионах смогут пользоваться сценариями уроков и пособиями московских коллег, а учащиеся — сдавать тренировочные тесты, готовиться к экзаменам и изучать дополнительную литературу. Как сообщила Ольга Васильева, министр образования и науки России, МЭШ станет «главным элементом ‘Российской электронной школы’ и всей цифровой образовательной среды, которая формируется в РФ». Столичные власти предоставят Минобрнауки доступ к электронному образовательному контенту, информационным системам, ПО и сервисам. Минобрнауки в свою очередь даст правительству Москвы доступ к инфокоммуникационной инфраструктуре, информационным системам, сервисам, ПО и аппаратному комплексу проекта «Российская электронная школа». Так что в перспективе московские учителя и школьники тоже получат доступ к наработкам в регионах.